В минувшие выходные стало известно, что 12 июля телеканал NewsOne (Украина) и «Россия 1» (Россия) планировали провести телемост «Надо поговорить». Предполагалось, что россияне и украинцы будут общаться друг с другом и обсуждать самые болезненные для двух народов вопросы.
Телеразговор должен был начаться в 18:00, в качестве ведущих пригласили Марию Ситтель и Андрея Малахова с российской стороны и Елену Кирик с Василием Головановым — с украинской.
Руководство телеканала NewsOne заявило, что данная инициатива была мотивирована исключительно целью восстановления мира на Украине. Идею телемоста поддержали в Кремле.
Однако новость о грядущем телемосте взорвала украинское медиапространство. Инициативу резко раскритиковало окружение и сам бывший президент Украины Пётр Порошенко, партия Святослава Вакарчука «Голос» в понедельник утром провела акцию протеста. Против телемоста высказались премьер-министр Украины Владимир Гройсман и разные националистические организации. Последние даже поставили президенту Зеленскому ультиматум: отменить телемост в течение 24 часов.
А примерно через час после заявлений Зеленского представители NewsOne заявили, что отменяют телемост: по их словам, журналисты телеканала начали получать прямые угрозы физической расправы.
«Наша попытка организовать площадку для обсуждения неполитических вопросов силами обычных людей, которые никогда не ставили под сомнение территориальную целостность Украины, без политиков и одиозных пропагандистов, привела к тому, что на протяжении последнего времени рядом политических партий в отношении нашего телеканала была начала массированная информационная атака», — заявили представители канала.
«Украинские политики не хотят мира»
Задача марафона была четко обозначена: начать хоть какой-то диалог, хотя бы на уровне общения через телевизор, рассказал Украине.ру политолог, обозреватель МИА «Россия сегодня» Владимир Корнилов.
«Заметьте, эта задача соответствует и призывам мировых лидеров, она соответствует и тем обещаниям многих кандидатов в президенты, включая самого Зеленского.
В конце концов, ну что страшного в том, что простые люди, телеведущие, причем заметьте, не политические телеведущие, пообщаются друг с другом и обменяются мнениями как нам вместе сосуществовать? Ничего предосудительного, ничего противозаконного, ничего страшного на самом деле нет.
Телемостом стороны пытались разблокировать диалог на уровне народной дипломатии, отмечает политолог, эксперт Киевского Центра политических исследований и конфликтологии Алексей Попов.
«Ранее были попытки организовать встречи российских и украинских журналистов, которыми занимались представители ОБСЕ по свободе слова и союзы журналистов обеих стран. По-моему, такие встречи имели место. Но они не имели политического резонанса», — напомнил эксперт.
«Своей цели мероприятие достигло»
Состоится телемост или нет, не так важно: он уже достиг своей цели, считает политолог Ростислав Ищенко.
«Поскольку телемост организовывает телеканал NewsOne, который вошел в холдинг СМИ, прямо или опосредованно приобретенных Виктором Медведчуком, сразу же прозвучали обвинения в адрес Медведчука в подготовке пророссийского реванша.
По его словам, это чисто предвыборная технология, на взаимоотношения России и Украины, на людей он никак не повлияет, «а «Оппозиционную платформу» он уже поддержал».
В то же время, подчеркивает политолог, националисты тоже мобилизуют свой электорат: все будет зависеть от того, насколько эффективно они покрикивают.
«Если вы посмотрите на ситуацию последних двух недель, когда начались такие активные мероприятия с разных сторон, которые работают на мобилизацию электората, вы увидите, что за это время вырос показатель «Оппозиционной платформы» на 4% с хвостиком, и вырос показатель у «Европейской солидарности» Петра Порошенко на 3,5%.
Это полярные силы, к которым при мобилизации сбегается радикальный электорат. Мы видим, что схема действует. Она будет применяться и дальше. Такие скандалы выгодны и одной, и другой политической силе.
Разъедают они, прежде всего, электорат «Слуги народа». Но так как электорат Зеленского слоёный (там есть и правые, и пророссийские, и вообще никакие), мы не знаем, сколько там конкретно радикалов, которых можно откусить. «Болото» и так останется с ним, суетиться до выборов оно не будет», — подчеркнул Ищенко.
Перефразируя Бисмарка
Украинские националисты и националистически ориентированные политики не хотят диалога — потому что им и так хорошо, говорит Алексей Попов. С их точки зрения, Украина выигрывает этот конфликт в долгосрочном плане.
«Если вспоминать обстановку холодной войны, то её прекратили не телемосты Владимира Познера и Фила Донахью. Они были частью общей атмосферы по возрождению разрядки. Сейчас это акция политических сил на Украине, которые не имеют власти. Это форма миролюбивой агитации «Оппозиционной платформы», — сказал эксперт.
Разница между маргиналами и топ-политиками стёрлась
Сегодня разница между радикалами-националистами и украинскими политиками стирается, говорит Владимир Корнилов.
«Нам долго кричали на протяжении пяти лет: да кто такой Билецкий, да кто такой Вятрович, да кого они представляют, всего-то полтора-два процента населения… Ну и пожалуйста, посмотрите, что сейчас Петр Порошенко, всего-то как месяц не президент, говорит с трибун предвыборных митингов и кто у него в первой десятке (на парламентских выборах): тот же самый Вятрович и представляет два процента населения.
То есть никакой разницы уже давно нет. После Майдана, во всяком случае, между политиками, которые представляют мейнстрим, включая Порошенко, [Владимира] Гройсмана, Ирину Геращенко и маргиналами — нет. Абсолютно та же риторика, те же лозунги и те же угрозы», — подытожил политолог.