24 июня, в первый день летней сессии Парламентской ассамблеи Совета Европы, состоится голосование по докладу «Совершенствование процесса принятия решений Парламентской ассамблеи относительно полномочий и голосования», который предусматривает внесение поправок в регламент ПАСЕ о том, что все страны-участницы должны быть допущены на равной основе к работе Комитета министров Совета Европы и Парламентской ассамблеи. Кроме того, речь идёт о том, чтоб права стран-участниц голосовать, выступать и быть представленными в ассамблее и её органах не могут быть приостановлены или отозваны. Таким образом, если депутаты ПАСЕ поддержат внесение поправок, делегация России в тот же день прилетит в Страсбург и будет участвовать в работе летней сессии.
«Шансы значительные. Многие из европейских стран таким образом хотят купить прогнозируемость в отношениях с Россией», — заявил министр иностранных дел Украины Павел Климкин в интервью «5 каналу».
Председатель комитета Госдумы по международным делам Леонид Слуцкий считает, что вероятность положительного исхода голосования по восстановлению прав России высока, несмотря на активное противодействие делегаций Украины и стран Балтии.
«Я пытался объяснить всем нашим партнёрам, что проблемы не в возвращении как таковом — от того, что там (в Совете Европы. — Ред.) будет несколько российских депутатов, нам ни холодно ни жарко. Проблема в другом — кто-то хочет использовать это возвращение как путь к новой нормальности с Россией», — сказал Климкин.
В последнее время всё больше стран призывают восстановить права России в ПАСЕ, поскольку Москва, несмотря на действующие в отношении неё санкции, играет важную роль в решении мировых проблем.
В интервью изданию Financial Times генеральный секретарь Совета Европы Турбьёрн Ягланд предупредил, что если российская делегация не сможет участвовать в выборах его преемника, то возникает опасность, что Москва сделает вывод, что в организации ей делать нечего — а выход РФ из Совета Европы будет настолько же серьёзным событием, как и Brexit. По его словам, в таком случае в Европе появится новая разделительная черта, ведь Совет Европы — это единственное место, связывающее Россию с Европой в судебном порядке.