Тем более что список имен просто невероятен, а в позапрошлом году у стен местной школы установили бюст самого, пожалуй, знаменитого питомца Качинской авиашколы — трижды Героя Советского Союза Александра Покрышкина. Естественно, имя великого советского аса получила и сама школа.
«Аллея российской славы» пришла в Качу
Александр Иванович смотрит в до боли знакомое ему качинское небо, сливающееся с морем, до которого от аэродрома не более трехсот метров. На плечи наброшен меховой реглан, придающий бывшему сибирскому пареньку какой-то просто гусарский вид. Бюст делали со знаменитой покрышкинской фотокарточки военных времен. Фотокорреспондент знал свое дело — Покрышкин там просто бог войны. Скульптор сумел передать это, скопировав фотоизображение до мелочей.
Оба бюста изготовлены в рамках существующего уже более 10 лет культурно-исторического проекта «Аллея российской славы». Придумал и возглавил его московский скульптур Михаил Сердюков. За эти годы в его мастерской создано более 70 бюстов и ростовых памятников для многих десятков российских городов и сел. Примечательно и достойно подражания то обстоятельство, что все памятники делаются совершенно бесплатно — по просьбам, заказам тех или иных муниципальных образований, общественных, ветеранских организаций.
«Мы считаем, что патриотическое воспитание является источником и средством духовного, политического и экономического возрождения страны, ее государственной целостности и безопасности. Сейчас много говорится о патриотизме, но наш проект — это не дань моде, это работа не ради пафоса, а потому что мы верим в могущество России и россиян. Открывая памятники и бюсты в разных уголках России, мы тем самым отдаем дань памяти нашим великим предкам и соотечественникам», — говорит Сердюков.
Конечно, без помощи опытных скульпторов проект «Аллея российской славы» испытывал бы трудности в изготовлении памятников. Поэтому в нем принимают участие не только сотрудники мастерской Сердюкова. Вот, к примеру, бюст Амет-хана Султана делал известный в России скульптор Салават Щербаков (автор, кстати, памятника Александру Первому у стен Кремля).
Бюст установили на бывшем плацу воинской части в Каче, прямо под рвущейся в небо с постамента первой советской крылатой ракетой морского базирования, в испытании которых принимал участие и подполковник Амет-хан Султан, ставший после войны испытателем.
Естественно, что не только ветеранские организации, но и представители крымских татар, справедливо считающие советского аса не только земляком, но и сыном своего народа, принимали участие в этом проекте. И хотелось бы отметить важную деталь. Выступая на торжественном митинге в канун Дня Победы, глава Качинского муниципального округа
Николай Герасим счел необходимым подчеркнуть: «Образ Амет-Хана Султана — это образ патриотизма, смелости, стойкости и отваги. Его отец был родом из Дагестана, мать — крымской татаркой. «Я не дагестанский герой и не татарский — я герой Советского Союза», — так заявлял сам летчик. Я уверен, что этот бюст послужит напоминанием о бессмертном героизме, о невосполнимых потерях и силе духа нашей многонациональной страны».
Здесь все дышит историй русской авиации
Почти наверняка стоит ждать появления в Каче новых монументов, подчеркивающих и роль этого родового гнезда русской авиации в нашей большой и прекрасной истории, и роль ее выпускников в деле защиты Родины. Кстати говоря, у поселка Кача есть своеобразная черта — почти все улицы в нем имеют отношение к истории авиации. Исключение составляют только улицы Первомайская, Красноармейская и Ударная.
Зато остальные — Авиаторов, Чкалова, Покрышкина, Кожедуба, братьев Глинка, Расковой, маршала Колдунова, Нестерова.
Глава местной ветеранской организации Анатолий Станкевич уже много лет вынашивает идею установить в Каче памятник знаменитому русскому летчику и художнику, внуку Айвазовского Константину Арцеулову. Ведь, если Петр Нестеров в канун Первой мировой войны показывал курсантам Качинской авиашколы свою знаменитую «Мертвую петлю», то Арцеулов здесь осенью 1916 года впервые в истории мировой авиации намеренно ввёл самолёт в штопор и вывел его из штопора. В дальнейшем эта фигура высшего пилотажа была включена в курс обучения лётчиков-истребителей, что расширило манёвренные возможности самолёта в бою и уменьшило число жертв в авиации.
С героической историей первой военной авиационной школы связаны имена главных маршалов авиации: Константина Вершинина, Павла Жихарева, Александра Колдунова; маршалов авиации Федора Агальцова, Федора Астахова, Семена Жаворонкова, Александра Покрышкина, Сергея Руденко, Николая Скрипко, Владимира Судца, Федора Фалалеева.
Музей необходим, музей будет
Мысль о музее витает в небе Качи, которое наполнено звуком авиационных моторов и по сей день — здесь все еще стоит гарнизон морской авиации ЧФ. В основном, это вертолеты — убийцы подводных лодок. Но в последние годы Кача все больше приобретает значение и в качестве курорта. Уместно было бы учитывать и это обстоятельство. Поэтому местные власти давно занимаются вопросом создания здесь музея истории российской авиации под открытым небом. Уже и место определено, и документы оформлены. Есть несколько списанных вертолетов и самолетов, которые хоть завтра можно ставить в музей. Но есть и насущные задачи благоустройства, без решения которых нельзя заниматься музеем.
Годы украинской власти привели поселок в ужасное состояние. В том числе и сквер с памятником героям Великой Отечественной, и большой Парк Героев возле Дома офицеров флота.