"А на Каче все иначе"
Крохотный поселок на побережье Черного моря, входящий в юрисдикцию Севастополя, отмечен в русской истории особенным образом. Качу уважительно именуют родовым гнездом русской авиации. Именно здесь, в принадлежащем ему хуторе Александрово-Михайловском, двоюродный брат последнего русского царя великий князь Александр Михайлович Романов построил знаменитую Качинскую летную школу. К тому времени она уже два года работала на Куликовом поле в Севастополе, но в Каче роза ветров одна из самых необычных в Крыму, потоки воздуха здесь протекают так, что фанерным аэропланам начала прошлого века было удобней "учить" пилотированию сидящих в них рисковых россиян.
Тогда же родилась известная нынче всему Севастополю и Крыму пословица: "А на Каче — все иначе". Над полуостровом могут висеть свинцовые дождевые тучи, а над поселком — сиять голубое небо.
К началу скоро Первой мировой войны Качинская школа, или как ее называли запросто — Кача, — готовила вместе с гатчинской школой под Питером пилотов, коим суждено было стать первыми русскими летчиками-истребителями. Кача в те предвоенные и военные годы была средоточием всего самого современного в летном деле.
Первые во всем
Чуть позже внук великого русского художника-мариниста Ивана Айвазовского, сам недурной художник и отличный пилот Константин Арцелов придумал в Каче и воплотил в жизнь вход и выход из штопора, считавшегося в те времена верным "гробом" для летчиков. В Каче впервые в мировой практике совершили ночные прыжки с парашютом, а конструктор Дмитрий Григорович испытывал здесь русские летающие лодки, сыгравшие впоследствии свою роль в раннем обнаружение немецких крейсеров "Гёбен" и "Бреслау", прорывавшихся к Севастополю обстрелять базу Черноморского флота.
Первый выпуск пилотов Качинской авиашколы состоялся в 1913 году, и дипломы вручать приехал сам император. Сделать это, подняв тем самым престиж Качи и звания военного пилота, уговорил Николая Александровича его любимый кузен Александр Михайлович. С тех времен уцелел длинный дом желтого инкерманского камня, который сегодняшние качинцы знают как двенадцатый ДОС (Дом офицерского состава), а люди, жившие в Каче перед Великой Отечественной и сразу после нее именовали "соединенкой" — дом составлен их трех одностилевых построек.
С 1912 до 1937 года это единственное крупное здание Качи. Здесь размещалась и школа (учебные классы), и администрация с библиотекой, и жилые помещения. Знатоки истории показывают интересующимся пять окон во втором этаже — там, мол, и квартировал со свитой император всероссийский в 1913 году.
Качинский звездный список
Кача стала "альма матер", конечно, не только для них. Самый знаменитый выпускник училища — трижды Герой Совесткого Союза, самый известный русский ас Александр Покрышкин. Он, кстати, учился в школе в одно время с Василием Сталиным, и, похоже, еще на аэродроме и в классах между ними возникло чувство взаимной неприязни, стоившее Покрышкину после войны громкой карьеры. Качу заканчивали второй пилот и штурман легендарного Валерия Чкалова в его трансарктических перелетах — Георгий Байдуков и Александр Беляков. Постигала науку летать в небе Качи и Полина Осипенко из знаменитого женского трио Раскова-Гризодубова-Осипенко.
Роль Качи для русской авиации невозможно переоценить. На протяжении десятилетий не было более громкого и престижного для летчиков учебного заведения. Закончить Качинское высшее военное авиационное училище — означало иметь предельный уровень мастерство пилота. Недаром, среди качинцев был невелик процент аварий и гибели летчиков.
К сожалению, уйдя в эвакуацию в 1941 году, когда к Севастополю рвались войска Манштейна, училище уже не вернулось в Крым. Оно сохранило имя — Качинское, но до самого своего закрытия в 1998 году находилось в Волгограде. "Кача" и там оставалась маркой высшего уровня, дала отечественной космонавтике добрый десяток первопроходцев.
А в поселке, вошедшем в состав Нахимовского района Севастополя продолжали гудеть моторы. Здесь долго время базировались знаменитые авиаторы-черноморцы из 6-го гвардейского истребительного авиаполка. Скульптурные портреты двадцати четырех из них, со звездами Героев Советского Союза на френчах, стоят в парке славы у Дома офицеров флота. Сегодня здесь слышны все больше вертолеты — ЧФ РФ использует их для обнаружения подводных лодок. Браво парят над самым русским морем в мире старички-гидропланы БЕ-12. Немного их осталось на флотах России, немного и в Каче.
День открытого аэродрома
Пацаны, а их в этот день здесь видимо-невидимо, никогда от такой возможности не отказываются. И кто знает, — может, среди них уже растет гордость русской авиации.
Последние годы Кача начинает вспоминать свою славную историю ярче, объемней, чем прежде. Обновляются прежние памятники рыцарям родного неба, появляются новые. В декабре прошлого года у стен местной школы появился превосходный памятник Александру Покрышкину. Легендарный советский ас снова смотрит на море, над которым когда-то выписывал фигуры высшего пилотажа, соревнуясь с Васей Сталиным да Тимуром Фрунзе. Поселок, в котором все улицы, кроме трех, носят авиационные имена, конечно, знаком с Покрышкиным, но сила традиций проявляется с особенной силой, когда их обновляют.
Новый день Крыма, вернувшегося в российскую гавань тоже обозначен на теле старой Качи. Когда строили Крымский мост, со дна Керчинского пролива подняли останки штурмовика ИЛ-2. Летчик Евгений Мышко совершил свой последний полет на нем в конце ноября 1943 года. Теперь мотор и кабина (все, что осталось от "летающего танка") стоят на постаменте у стен ДОФа, среди аллеи памятников Героям СССР из шестого гвардейского.
Сила традиций
Анатолий Петрович говорит, что большой энтузиаст качинской истории, глава поселковой администрации Николай Герасим уже решил вопрос от отводе 4 гектаров земли под авиационный музей под открытым небом. Качинцы видят его частью военно-патриотического воспитания и курортной достопримечательностью. Вроде как уже 12 типов авиатехники есть для будущего музея. Начнут со списанных самолетов и вертолетов, которые местные мальчишки определяют по одному звуку двигателей.
Ну, а там, возможно удастся решить и вопрос о восстановлении исторического здания самой Качинской школы военных летчиков, выставившей двух бронзовых львов у главного своего входа 105 лет назад. Родина нашей авиации достойна этого.