Официальный сайт президента Украины и интернет-представительства Администрации президента (страница последней в Facebook недавно была объединена со страницей сторонников Зеленского) акцентируют внимание на нескольких его заявлениях.
«Прежде всего речь шла о возвращении мира в Украину. Это мой приоритет. Это моя позиция — как человека и как президента. Это то, с чем я засыпаю и просыпаюсь каждый день, — сказал Владимир Зеленский в ходе совместного брифинга с Эммануэлем Макроном перед журналистами. — Убежден, что Европа не сможет чувствовать себя в полной безопасности, пока Россия делает вид, что международного права просто не существует. И Франция, и остальные наши международные партнеры знают и понимают, из-за чего каждый украинец испытывает боль. Никто не хочет, чтобы Украина становилась пороховой бочкой, где Крым и Донбасс — бикфордов шнур».
Это, как можно видеть на опубликованном французской стороной официальном видео с брифинга, первое из заявлений Зеленского (президент выступает на украинском, и тут же идет перевод на французский для собравшихся, часто забивающий его слова). Кстати, про «Европу, которая не может чувствовать себя в безопасности», — это неплохой пас в сторону Макрона, ведь тот в последние годы претендует на роль главы еврооптимистов, выступающих за сохранение Евросоюза и оппонирующих евроскептикам.
Далее в видео слышим фразу, пропущенную на сайте президента Украины (в общем-то, последний и предлагает набор отдельных цитат): «Украинский народ доверил мне поиск сложных компромиссов в минском переговорном процессе».
Затем цитата по видео, данная на сайте президента в разорванном на части виде: «Завершение войны и возвращение аннексированных украинских территорий — это моя главная задача. Но я понимаю, что невозможно установить мир военным путем… заплатить высокую цену в тысячи жизней. Единственный путь к миру — дипломатический». Далее несколько фраз не слышны из-за громкого перевода, а на сайте президента (по контексту — сразу после предыдущей фразы) присутствует следующий пассаж: «Мы договорились о важности обновления сотрудничества в рамках "нормандского формата". Наши внешнеполитические советники встретятся в ближайшее время и подготовят следующую встречу лидеров. Это является ключевым вопросом».
Далее Зеленский поднял вопрос о ситуации в Керченском проливе: «Я искренне благодарен президенту Макрону за внимание к судьбе заключенных и пленных украинских граждан. Все они должны быть как можно скорее освобождены. Россия также должна выполнить решение Международного трибунала и вернуть 24 украинских моряков, и я в это верю. Я благодарен за твердую и последовательную позицию Франции в осуждении действий России в Азовском море и Керченском проливе. Мы будем и в дальнейшем сотрудничать с Францией и другими партнерами — членами НАТО, чтобы гарантировать безопасность мореплавания в Черном и Азовском морях и беспрепятственный проход судов в Керченском проливе. Мы договорились о важности обновления сотрудничества в рамках "нормандского формата". Наши внешнеполитические советники встретятся в ближайшее время и подготовят следующую встречу лидеров. Это является ключевым вопросом».
Далее на видео заявление Зеленского, на сайт президента Украины не попавшее: «Обговорили мы также и организацию французско-украинских отношений. Есть совместные интересы по поводу сотрудничества». Далее плохо слышно из-за громкого французского перевода, но прорываются отдельные фразы, слышно, что Зеленский говорит про «важные инвестиции» и т.д.
Затем (опять-таки на сайте президента Украины этого нет) Зеленский говорит про то, что «обговорили с господином президентом (Макроном. — Авт.) широкий спектр взаимодействий в рамках международных организаций». Дальше фраза плохо слышна, но понятно, что речь идет о евроинтеграции. «Франция была и остается важным партнером Украины». Дальше опять плохо слышно, в чем же именно партнером, но очевидно, что в плане международного сотрудничества.
Наконец, в конце своего спича Зеленский говорит, как слышно на видео: «Верю, что в следующий раз мы продолжим наш важный диалог уже на украинской земле». Приглашает Макрона на Украину.
На основные моменты из речи (видимо, заранее написанной и спущенной далее для нарезки в ходе публикации на цитаты) сайт президента Украины внимание обратил. Кстати, на своей официальной странице в Facebook Зеленский вообще ограничился общими словами и выкладкой целой серии глянцевых фотографий.
Интересно, что днем ранее назначенный Зеленским главой Генштаба Украины Руслан Хомчак дал интервью, в котором заверил, что Украина готовит план нового прохода своих кораблей через Керченский залив, «но так, чтобы не было таких последствий».
Далее лидеры двух стран начали отвечать на вопросы журналистов.
Первый из вопросов, на который ответил Зеленский (хотя вначале попытался, комически жестикулируя, переадресовать его Макрону), касался международных санкций против России и обсуждаемой сейчас возможности возвращения России в Парламентскую ассамблею Совета Европы (ПАСЕ), причем уже на летней сессии этой организации 25—29 июня: «Мы разговаривали об этом с господином Макроном. Я говорил, что, по-моему, Россия пока не выполнила ничего, что она должна была выполнить. По моему мнению, мы не можем говорить о снятии санкций, пока Россия не вернула полностью наши территории, наш суверенитет. И санкции защищают суверенитет Украины. Я думаю, что для возвращения России в ПАСЕ нет никаких оснований».
В целом, весь брифинг перед журналистами с улыбкой как хозяин блистал Макрон, но в какой-то момент Зеленский вмешался в происходящее — после того, как президент Франции по ходу дела заявил: «Президент Украины хочет, дал знак со своей стороны, что он готов идти на прекращение огня и готов к диалогу с сепаратистами, готов к новым параметрам переговоров. И мы должны поддержать эту динамику».
«Тут есть сейчас небольшая ошибка — мы не готовы к диалогу с сепаратистами, — начал поспешно опровергать Зеленский. — Именно так я услышал перевод. Да, мы готовы действовать в "минском формате", в "минском формате" продолжать отношения. Мы готовы остановить огонь, и я не раз это декларировал. У нас уже была первая встреча 5 июня в составе нашей четырехсторонней группы, и мы сказали — прекращение огня, обмен пленными — это первоочередные моменты, которые мы должны сделать первым делом. Мало того, возвращение наших ребят, возвращение наших политических пленных, которые находятся в России, в Москве, по всей России, возвращение наших моряков, потому что это уже нарушение международного права. Я думаю, что первый шаг — это возвращении наших пленных, наших моряков, параллельно с Минском, не нужно все это смешивать. Потом, после этого, я думаю, мы будем параллельно продолжать "Минск" и обязательно действовать в рамках "нормандского формата", об этом мы говорили с президентом Макроном. В ближайшее время! И я не могу, и народ Украины, мы все не можем ждать еще пять лет, мы хотим завершить эту войну. Но, знаете, чтобы завершить войну, две стороны должны хотеть — и Россия, и Украина. Мы все должны хотеть завершить войну. Не только Украина».
Дальше еще одна фраза плохо слышна, и далее: «Мы хотим, чтобы нас услышали. Мы очень хотим вернуться к нормам Минских соглашений, чтобы мы все это сделали и у нас завершилась война, чтобы наши ребята вернулись живыми домой».
Уже под занавес брифинга Зеленский вновь, уже быстро, повторил про освобождение пленных в ближайшее время, после чего выступления двух президентов завершилось.
В общем-то, принципиально ничего нового в словах президента Украины нет. Как и в ходе своей президентской кампании, Зеленский делает акцент на скорейшем завершении войны в Донбассе (этого хочет и Украина, и уставшая от всего Европа), прекращении огня и восстановлении украинского суверенитета над «оккупированными территориями» (без конкретики того, как это сделать, с апелляцией к Минскому процессу), но при этом готов признать стороной диалога «с той стороны окопов» только Россию.
То есть, переводя с дипломатического на обиходный, Зеленский во внешней политике продолжает курс Порошенко, ни на йоту его не меняя.Странно, что, победив в президентской кампании, Зеленский так и не понял, почему ее проиграл его соперник.