Контракт на транзит газа через Украину истекает 31 декабря 2019 года, но стороны до сих пор не вступили в переговоры о его продлении или заключении нового соглашения.
«По нашим расчётам, российская сторона имеет техническую возможность в следующем году не использовать украинский транзит. Даже если не будет построен «Северный поток-2», — сказал глава «Нафтогаз Украины» Андрей Коболев на конференции Concorde Capital.
По его словам, если «Газпром» будет обеспечивать европейских потребителей в рамках существующих контрактов, то дефицит в поставках топлива составит около 5 млрд кубометров, однако покрыть его реально, если учесть рост темпов создания запасов газа в Европе.
«По моей оценке, которую разделяют и наши европейские партнёры, вероятность того, что 1 января мы получим полную остановку, как это было в январе 2009 года, достаточно большая. Говоря о том, как это повлияет на Украину, думаю, не будет слишком жёстко сказано, что это может вызвать настоящий кризис, в том числе политический. Для Украины потеря транзитного потока означает потерю $3 млрд годового дохода, а это примерно 3% ВВП. То есть фактически мы можем за год потерять весь рост предыдущего года», — заявил Коболев.
Более того, пока Киев безрезультатно пытался повернуть вспять «Северный поток-2», Россия завершила строительство морского участка «Турецкого потока» — к концу 2019 года Анкара и европейские государства смогут напрямую получать российский газ. Ещё большим ужасом для Украины стала новость о планах по строительству «Турецкого потока-2». Похоже, помощи от ЕС ждать ей не придётся — Болгария, Сербия, Венгрия и Словакия готовы получать топливо по новой нитке. Таким образом, если «Турецкий поток» и обе ветки «Северного потока» будут работать на полную мощность, то «Газпром» при желании сможет полностью отказаться от украинской газотранспортной системы.