В прошлом году таких избивали радикалы, а полиция доставляла в участок. Потому что этот символ на Украине вне закона. 15 июня 2017 года парламент страны запретили ее законодательно. Теперь есть статья за ношение георгиевской ленточки и в украинском Кодексе об административных правонарушениях.
Издание Украина.ру обратилось к автору идеи, предложившему 14 лет назад использовать георгиевскую ленту как символ Дня Победы, нашей коллеге, известному интернет-журналисту Наталье Лосевой с просьбой рассказать о том, как родилась идея, и оценить отношение к тем дискуссиям, которые ведутся вокруг этого символа в Украине и России.
- Георгиевская ленточка как символ возникла одновременно с акцией «Георгиевская ленточка», автором которой вы были. Когда вы придумывали эту акцию, могли представить, что через какое-то время сама георгиевская ленточка в некоторых государствах будет запрещена на законодательном уровне и за ее ношение даже будет отдельная статья в Кодексе административных правонарушений, как это происходит сейчас на Украине?
— Мы вообще не могли представить в 2005 году, что эта локальная акция, очень милая и очень, как нам тогда казалось, маленькая, станет настолько всеохватывающей, что в ней будут участвовать 80 или 90 стран, и она станет по сути традицией.
Ленточка родилась как продолжение проекта «Наша победа. День за днем», где мы, сотрудники РИА Новости, впервые оцифровали и опубликовали в таком общедоступном виде сводки «Совинформбюро». Еще мы предложили людям — потомкам советских солдат со всего мира — присылать истории, как война коснулась их семей. Не воспоминания ветеранов, а переосмысление тех героических событий их внуками и даже правнуками.
Тогда и возникла идея с георгиевской ленточкой. И почему, собственно, была ленточка? Чтобы показать, что я помню, я горжусь своей семьей, страной, тем, что совершили мои предки в 40-х годах ХХ века. В акции «Георгиевская ленточка» не было никакого политического подтекста, это была история про память. Конечно же, мы не предполагали, что со временем акция приобретет такой масштаб и что ленточка может стать предметом политических спекуляций, каких-то очень странных интерпретаций и тем более запретов. Нет ничего хуже, когда светлые и добрые душевные порывы, очень, на мой взгляд, исторически правильные, интерпретируются как какая-то политическая акция. Ведь все, что произошло с «ленточкой» на Украине, подчинено не исторической правде, а конъюнктурным соображениям. Но это неправда, это ложь, это по-человечески неприятно.
- Если я не ошибаюсь, и в российском обществе не все признали важность этого символа. Даже не принимая во внимание современную Украину, еще тогда — в 2005 году — у части российского общества, которую иногда называют «либеральной общественностью» или даже «людьми с хорошими лицами», этот символ и акция вызвали отторжение. Были разные претензии, например, что георгиевская ленточка — это чуть ли «не осквернение военной награды», что ленточка —«проявление ура-патриотизма», что ее использование в такой символике «неумело и неуместно». О последнем иногда говорят и сторонники акции. Так, буквально вчера в одном из сетевых магазинов видел выложенные продукты: консервы и картошку, которые перевязали георгиевской ленточкой…
— Что касается «людей с хорошими лицами», то я считаю, что у каждого есть свое право выражать мнение, относиться к историческим событиям, к памяти о них по-своему. Но тут важна деталь — если миллионы людей выбрали ленточку как наглядный символ своего отношения к истории своей семьи и страны, они имеют на это право.
Что же касается злоупотребления геральдикой, на этот вопрос мы дали ответ еще в 2005 году и многократно его подтверждали: и Геральдическая палата объяснила нам отличие георгиевской ленточки как символического знака от георгиевской ленты как геральдического символа. Для нас даже не возникает такой параллели. Георгиевская ленточка — это не орденская планка, это символ, реплика, которая имеет народное применение.
В отношении дурновкусия и злоупотребления нужно признать: любое массовое событие, мероприятие, увлечение, к сожалению, может искажаться. Это отвратительно и неприятно. Но это невозможно запретить. Нельзя организовать патруль, который будет рассказывать каждому человеку об уместности и неуместности использования того или иного символа в тех или иных обстоятельствах. Я не знаю, что с этим делать, кроме как объяснять, разъяснять и надеяться на какое-то вызревание вкуса, чувства меры и такта. Мы знаем, что используют ленточку для продвижения услуг и товаров, вроде «Купи этот продукт, и получишь ленточку». К сожалению, это дурновкусие происходит на наших глазах.
- Но почему у российской либеральной общественности нет такого отторжения к подобным символам других государств — британскому и американскому алому маку, «васильку Франции»? Кстати, обращали ли вы внимание при работе над созданием георгиевской ленточки как символа Великой Победы на опыт этих стран?
— В какой-то момент, по-моему, в 2006 или 2007 году, мы пытались заимствовать модель британских красных маков, которые являются инструментом фандрайзинга. Те, кто оказывался в Великобритании в момент проведения акции «Красный мак», знают, что там есть чашки с маками. Можно взять мак и пожертвовать несколько фунтов или пенсов и таким образом собрать деньги на какой-то акт памяти героев Первой мировой войны или на какую-то помощь. По разным причинам мы понимали, что у нас это не сработает. В нашей культуре, к сожалению, сложно рассчитывать на то, что все 100% или 95% возьмут ленточку, положат деньги, а потом эти деньги не возьмет кто-нибудь еще. Мы исследовали историю с возможностью использовать ленточку как инструмент для сбора денег по многим причинам — фискальным, безопасности, бытовым — и мы поняли, что это неподъемная задача. Тем более учитывая, что у акции никогда не было специального бюджета для ее организации, контроля сбора средств.
Но концептуально и идеологически красный мак и георгиевская ленточка — это очень похожие истории — показать каким-то символом свое небезразличие, ощущение своей связи с предками, которые участвовали в том или ином большом военно-историческом событии.
- Почему не было отторжения к подобным георгиевской ленточке символам у зарубежного общества? Наверное, потому, что люди более терпимо относятся к способам проявления своих отношений. У нас, мне кажется, это стало предметом спекуляций, триггером для дискуссий, который к ленточке отношения не имеет.
— Я хочу напомнить еще один момент, о котором, к сожалению, сейчас мало кто помнит: до 2005 года — в 2003-2004 годах — праздник 9 Мая очень скудно, мягко говоря, отмечался в нашей стране. Сейчас люди забыли о том, что с конца 90-х годов ХХ века — начала 2000-х День Победы не был таким массовым праздником, такой «гражданской Пасхой» или своеобразным Новым годом, как это стало сейчас. И во многом то, что люди опять стали вспоминать 9 Мая и стали относиться к этому дню как к одному из главных праздников страны, поспособствовали дискуссии вокруг георгиевской ленточки. Поэтому если смотреть ретроспективно, возможно, это и хорошо, что были дискуссии, были наезды, скандалы. Во всяком случае не было молчания. И если георгиевская ленточка заставила обсуждать, спорить, то это хотя бы разбудило нашу историческую память.
- Георгиевской ленточкой могли вдохновляться и авторы других подобных проектов. Как вы относитесь к таким символам, как ленточка Ленинградской Победы?
— Это прекрасно! Все, что связано с попытками, возможностью реактивировать историческую память, возбудить интерес к истории своей страны, все прекрасно. Лишь бы в этом не было лжи. Все, что правда, — все хорошо. В этом смысле мне кажется, что у людей, которые занимались георгиевской ленточкой в первые годы и занимаются этим сейчас, не может быть никакой ревности к тому, что ленточка или ее вариации используется, чтобы напомнить о том или ином событии в истории нашей страны.
- Вернемся к Украине. Здесь сложилась уникальная ситуация. Георгиевская ленточка стала не только символом, напоминающим о Великой Отечественной войне, но и символом борьбы за свободу слова, за право выражать свои мысли и взгляды и даже за право занимать политическую позицию, идущую вразрез с политикой государства. Как вы думаете, почему это произошло?
— Этот вопрос не ко мне, а к людям, которые носят георгиевскую ленточку как знак того, о чем вы сказали. У меня лично нет никакой возможности, морального права говорить «Здесь — да, здесь — нет». Люди выбрали.
- Тогда такой вопрос: по идее, георгиевская ленточка должна была стать общим символом для стран, входивших в СССР. Как тот же красный мак и для Великобритании, и для США, и для Австралии, и для Новой Зеландии, для других стран. Понятно, какая ситуация на Украине сегодня. Но в той же соседней с нами братской Белоруссии, которая входит с Россией в Союзное государство, на уровне отдельных чиновников есть рекомендации предпочесть георгиевской ленточке красно-зеленую ленточку в цветах государственного флага…
— Георгиевская ленточка — абсолютно народная история. Я хочу напомнить, что первые георгиевские ленточки делались на те деньги, которыми скидывались сотрудники РИА Новости, деньги, которые приносили маленькие компании — спонсоры. Это абсолютно народная история, и наше государство никогда не говорило: «Ну-ка все надели георгиевские ленточки и вышли с ними». Георгиевская ленточка — народная и натуральная, естественная история.
- То есть считать георгиевскую ленточку символом Русского мира, как считают на Украине, не стоит?
— Думаю, нет.
- Как вы считаете, почему люди приняли этот символ?
— Думаю, люди нуждаются в том, чтобы помнить, что у нас есть корни. Люди нуждаются в том, чтобы задумываться, а есть ли у них чем гордиться. И у них есть чем. Когда ты отсечен от своих предков, то ты как растение с подрубленными корнями: ты не можешь развиваться, давать плоды, чувствовать себя уверенно и хорошо. Людям важно понимать, что они появились не из пыли. Важно понимать, что мы все наследники.