«Мы презентовали программу руководству Саудовской Аравии, продемонстрировали перспективы строительства завода. Было выделено место под него. Компания KACST свои обязательства по первому договору выполнила — оплатила работы по постройке самолета-демонстратора. В свою очередь "Антонов" построил Ан-132D и начал его испытания. Саудовская компания Taqnia Aeronautics стала нашим партнером по продвижению Ан-132 на рынке», — сообщил президент госконцерна "Антонов" Александр Донец.
Мыльный пузырь президентского пиара
По его словам, причиной отказа стала смена партнера Саудовской Аравией, из-за чего работа над Ан-132Д приостановилась. Военный заказчик решил, что нуждается в «немного другой машине». По некоторым данным, другой машиной оказался американский Spartan C-27, производства консорциума Lockheed Martin Alenia Tactical Transport Systems. Учитывая, что Саудовская Аравия является основным военным и торговым партнером США в регионе, вполне можно было ожидать, что Украину просто «кинут», если она вдруг попытается перейти дорогу американским производителям.
Из интервью Донца также следует, что практически все ранее распиаренные программы "Антонова" последних лет (по производству Ан-132, Ан-158, Ан-178 и Ан-188) фактически приостановлены из-за потери к ним интереса со стороны инвесторов и потенциальных заказчиков. Остановлены также и работы по замене российских комплектующих на самолетах группы "Ан" на их западные аналоги. Таким образом, вместе с уходом Петра Порошенко с поста президента канул в лету и проект, на котором он несколько лет пиарился, обещая возродить украинское авиастроение.
Напомним, что во время презентации самолета, состоявшейся два года назад, президент Украины Петр Порошенко в присутствии принца Турки бин Сауд бин Мухаммад аль-Сауда назвал строительство Ан-132D событием международного масштаба и основой дружбы с Саудовской Аравией.
«Этот самолет символизирует крепкую основу украино-саудовской дружбы и партнерства. Компании из этой страны являются нашими главными партнерами в реализации мощного и нового проекта — строительстве Ан-132D. Это событие не только самолетостроителей, не только завода "Антонов", Киева и Украины. Это событие международного масштаба», — рассказывал Порошенко, подчеркивая важность реализации проекта «в условиях разрыва кооперационных связей со страной-агрессором, Российской Федерацией».
В 2018 году предыдущий президент «Антонова» Александр Кривоконь в интервью президентскому каналу «Первый» торжественно обещал, что уже в сентябре-октябре 2019 года они построят в Саудовской Аравии современный завод со своей взлетной полосой. Также, по его словам, уже было выделено 2,5 тыс. га земли для строительства завода в городе Таиф и там уже установлены солнечные батареи, которые должны питать предприятие электроэнергией. Кривоконь также подчеркивал, что уже в 2021 году на новом заводе будет построен первый самолет, а с 2022 по 2024 производство самолетов в Саудовской Аравии составит 10 единиц.
В результате же весь проект оказался «пшиком»: не будет Саудовская Аравия закупать украинские самолеты, не будет и строить у себя филиал завода «Антонова».
Что на Украине не летает без России
Предложенную Саудовской Аравии модель Ан-132Д вряд ли можно назвать новой — она уже достаточно устарела, так как создана на базе Ан-32, разработанной более 40 лет назад.
Заменить российские комплектующие для демонстрационного образца тоже оказалось нелегко, так многие детали просто не стыковались, их приходилось переделывать, что как правило ухудшает качество. Новая модификация была со стеклянной кабиной с американской авионикой, немецкой системой кондиционирования и жизнеобеспечения, британскими винтами и канадским двигателем. Стоит отметить, что ранее двигатели к «Антоновым» производил украинский завод «Мотор-Сич», но Саудовские партнеры потребовали устанавливать двигатели с улучшенными характеристиками (повышенной мощностью при более низком расходе топлива), которые пришлось закупать в Канаде.
Кроме этого, следует отметить, что Украина просто не в состоянии конкурировать с западными компаниями. У украинского руководства нет политической воли биться за рынки и, соответственно, ссориться с западными партнерами, а замещение российских деталей делает продукт достаточно дорогим, нивелируя ценовую привлекательность товара.
Как утверждал аналитик Кирилл Яковенко из ГК «Алор», отказ от российских комплектующих на «Антонове» резко повышает цену продукции, ухудшая ее качество.
«Во-первых, это [замена российских деталей] существенно скажется на цене. Во-вторых, использование зарубежных компонентов может напрямую сказаться на эксплуатационных характеристиках. Это также затруднит их использование в рамках уже действующих парков модификаций более ранних Ан-32, поскольку возникнет необходимость переобучения технического и летного персонала», — говорил Яковенко.
«Для «демонстратора» Ан-132D мы, как «младшие» партнеры, покупаем моторы PWС-150 и винты R-408 у британской «Dowty Propellers», оплатив еще и все услуги — по той цене, которую выставили «старшие», — при том, что эта мотоустановка в мире используется только на пассажирских самолетах Bombardier Dash 8Q-400 и малопригодна для военно-транспортного самолета», — говорил бывший и.о. руководителя ГП «Антонов» Сергей Маренков, комментируя замещение российских комплектующих для АН-132D, предназначенного для Саудовской Аравии.
Как следствие украинский АН-132 существенно уступает зарубежным аналогам: американскому C-130J, китайским Y8-200F, Y-9, бразильскому КC390 и европейскому С-295W которые уже по факту серийно производятся и продаются на мировых рынках.
Пыль в глаза
ГК «Антонов» еще мог как-то работать и модернизировать свою продукцию в условиях кооперации с РФ и ориентируясь на производство самолетов для бывших советских республик. Самолетостроением, в принципе, есть смысл заниматься странам с населением свыше 80 миллионов человек. Такой страной был Советский Союз, построивший авиазаводы в УССР, но таковой не является отдельно взятое украинское государство, существующее в отрыве от экономик других республик. И в новых условиях действительно оказалось, что продукция украинского самолетостроения никому не нужна: рынки поделены, а требования к продукции стали намного жестче.
На этом фоне происходит и постепенная деградация индустрии в целом. В первую очередь, это проявляется в миграции ценных кадров. Не давно политолог Александр Дудчак, комментируя ситуацию на «Антонове», заявил, что отказ от кооперации с РФ привел к деградации отрасли и выезду специалистов из Украины.
«Беда в том, что теряются традиции, связь поколений, передача опыта. Уничтожается конструкторское бюро — люди разъезжаются: кто в Россию, кто в Китай, кто в Европу. И это продолжается все четыре года после Майдана. Потому что до Майдана были подписаны очень выгодные для Украины соглашения с Россией, которые, среди прочего, предполагали постройку десятков самолетов. Конечно, все эти планы разрушены нынешней властью», — считает Дудчак.
Власти Украины могут разве что пускать в глаза: производя одну демонстрационную модель (которая является, по сути, модернизацией старой советской модели) сугубо ради пиара. В данном случае демонстрационный образец произвели и ради того чтобы доказать, что Украина может обойтись без российских комплектующих, заменив их европейскими и американскими. Тем не менее, даже этот образец заказчик впоследствии отказался брать, «кинув» Украину.
В целом же за последние четыре года руководства «Антонова» с гордостью презентовало целый ряд инициатив по «возрождению авиастроения», но все они по факту оказывались либо фейками, либо ограничивались производством демонстрационного образца. Так было и с планами совместного строительства Ан-225 с Китаем и с анонсированными планами строительства электрических самолетов со Швейцарией.
Каждый раз мы видели «пустышку», но, чтобы понять, что эти планы ни на чем не основаны, требовалось какое-то время, а после разоблачения «пустышки», руководство предприятия и страны громко заявляло о новых амбициозных планах. Сейчас руководство ГК «Антонов» тешит себя и свою аудиторию надеждой, что проектом АН-132Д еще может заинтересоваться Индия, так как его прообраз, Ан-32, хорошо зарекомендовал себя в индийских ВВС.
Тем не менее, подобные «телодвижения» должны лишь на какое-то время погасить критику в адрес нынешнего руководства, но никак не спасают отрасль, которая не может существовать без кооперации с пост-советскими республиками, как в сфере производства, так и сбыта.