Эти гонения стали возможны благодаря пассивности украинского общества и журналистов, которые в большинстве не протестовали против преследования коллег. Об этом сказал в интервью изданию Украина.ру журналист и общественный деятель Сергей Форест.
— Сергей, в четверг, 25 апреля, в Киеве должно состояться очередное судебное заседание по делу обвиняемого в госизмене главного редактора портала РИА Новости Украина Кирилла Вышинского, которого за его журналистскую деятельность почти год держат в СИЗО. Что вы думаете об этом деле?
— Я скажу, что Кирилл Вышинский, как и многие другие журналисты, в отношении которых сейчас расследуются уголовные дела или были уже вынесены приговоры, страдает прежде всего в результате пассивности нашего украинского общества. И ещё на чём хочу заострить внимание — это также и молчание украинского медиасообщества. Таким образом, общество, все мы становимся соучастниками всего того, что творится в стране.
Не только по Кириллу Вышинскому ведётся дело, за свободомыслие преследовали и преследуют журналистов Василия Муравицкого, недавно его пытались снова упрятать в СИЗО, преследуют Руслана Коцабу, Павла Волкова, Дмитрия Васильца и Евгения Тимонина, Владимира Скачко и многих других. Кто-то за решёткой, кто-то под домашним арестом, кто-то вынужден был бежать. Огромное количество политзаключённых находятся в украинских СИЗО.
- Вы сказали о пассивности медиасообщества…
— Конечно. У нас много журналистских организаций, оппозиционных или просто независимых от власти изданий, и они могли бы поднять голос в защиту Кирилла Вышинского и других преследуемых коллег. Власти пришлось бы считаться с этим. Но не всегда так происходит… А почему бы им не написать о том, что их коллега по цеху Кирилл Вышинский оказался в такой тяжёлой ситуации, как и многие другие журналисты. Ведь завтра такое может случиться с любым журналистом. Мы не знаем, какая политика будет завтра.
Я считаю, что против незаконного давления на СМИ и на журналистов просто необходимо протестовать, необходимо поддерживать коллег, попавших в беду. Независимо от того, нравится нам то, что они писали или не нравится. Слово неподсудно, как сказал один из лидеров Народного Руха Украины Вячеслав Черновол. Человек имеет право высказывать свою точку зрения. Тем более что журналисты РИА Новости Украина просто честно описывали то, что происходило в стране, любой читатель сайта мог в этом убедиться.
- На выборах президента Украины победил Владимир Зеленский. Как вы думаете, можно ли ожидать, что теперь ситуация со свободой слова в стране изменится к лучшему? Он уже высказался в поддержку независимости СМИ.
— Пока ничего не могу сказать по этому поводу. Да, его выступление мне понравилось, он даже инициировал собрание журналистов — будем советоваться, вырабатывать общую стратегию, общую линию поведения в журналистском сообществе… Слова правильные, посмотрим, какими будут дела. Пока судить рано. Не знаю, это игра или это его искреннее желание изменить ситуацию. Будем надеяться на последнее. Я надеюсь, что всё-таки будет потепление.
Но нужно помнить, сколько обещаний давал в своё время нынешний президент Пётр Порошенко — что он бедность поборет, что он войну прекратит, что свобода слова для него — святое. А на практике это обернулось посадками многих неугодных журналистов, блокированием телеканалов, преследованиями нелояльных СМИ, нагнетанием атмосферы вражды и ненависти. Остаётся надеяться, что Владимир Зеленский хотя бы попытается изменить ситуацию.
- Получится ли?
— Один Зеленский, конечно, ничего сделать не сможет, даже если искренне этого желает. Медиацех да и всё общество должны ему помочь начать процесс самооздоровления. Что касается журналистов, то надо не ограничиваться постами в соцсетях, надо самоорганизовываться, встречаться, организовывать журналистские клубы, вырабатывать общую позицию, выходить на акции в поддержку коллег. Особой надежды на Национальный союз журналистов Украины (НСЖУ) нет, эта организация, во многом полезная, всё же… слишком старается быть лояльной каждой власти. На мой взгляд, должны действовать и более решительные и независимые объединения работников медиа.
Напомню, что многие журналисты и сегодня находятся в очень тяжёлом положении. Некоторым, как, например, Евгению Тимонину, необходима помощь в трудоустройстве, многие, как Василий Муравицкий, нуждаются в материальной помощи, поскольку невозможно работать, находясь под круглосуточным домашним арестом. Медиасообщество должно подумать, как поступать в таких случаях. Так что откладывать действия в защиту преследуемых коллег нельзя, надежды на «доброго царя» могут и не оправдаться.