Локальное противостояние за контроль над откатами за проезд перегруженных фур под Одессой началось несколько месяцев назад. Киевские активисты общественной организации «Украинский транспортный контроль» при поддержке инспекторов Укртрансбезопасности заняли блокпост у села Дачное, что под Одессой, по Киевской трассе, вытеснив оттуда радикалов из «Автомайдана», возглавлял которых Евгений Резвушкин.
Одесский транзит
Одесский регион, являющийся крупным портовым и транспортным узлом, насчитывает как минимум пять крупных портов, через которые проходит экспорт зерна, леса, глины, металла и импорт контейнерных грузов. Основной транспортной артерией, помимо железнодорожного транспорта, соединяющей одесские порты с остальными региона Украины, является трасса Е-95 Одесса–Киев, по которой в порты и обратно следуют фуры, зачастую перегруженные сверх установленного Правилами дорожного движения (ПДД) грузового лимита. Подобные нарушения, конечно же, плачевно сказываются на состоянии украинских дорог, но получаемая перевозчиком прибыль напрямую зависит от количества доставленного за одну «ходку» груза. Вот и идут перевозчики в том числе и на коррупционные ухищрения, чтобы получить как можно больше прибыли.
До госпереворота 2014 года перегрузку фур контролировало украинское ГАИ, а после упразднения ГАИ контроль за весовыми показателями поделили между собой Укртрансбезопасность и Нацполиция. Согласно Кодексу Украины об административных правонарушениях, в полномочия Нацполиции входит рассмотрение административных дел по ст. 132-1 КУОАП (нарушение правил перевозки грузов), а непосредственной фиксацией правонарушений занимается Укртрансбезопасность на контрольно-весовых постах. Целью такой реформы было желание законодателя исключить коррупцию в весовом контроле, забрав часть функций у полиции и передав их гражданской организации.
Однако коррупция оказалась сильнее реформаторов — сотрудники Укртрансбезопасности и Нацполиции быстро нашли общий язык, подняв сумму отката за перегруз до 150 долларов с фуры.
«Автомайдан» в доле
Смириться с тем, что под Одессой на весовом контроле процветает коррупция, понаехавшие в регион со всей Украины радикалы не смогли, поэтому решили возглавить то, что на Украине победить невозможно. В 2016 году, когда развернулась борьба с перегруженным транспортом, «Автомайдан» начал «контролировать» работу Укртрансбезопасности, а именно перераспределение взяток с водителей фур в свою пользу, в противном случае угрожал сорвать последним всю налаженную коррупционную цепочку. Доходность от такой активистской деятельности, была настолько высокой, что позволила Автомайдану открыть официальное охранное агентство и купить несколько новых автомобилей.
Но и Укртрансбезопасность, утратившая контроль, а главным образом теневые доходы, долго мирится с произволом «Автомайдана» на подконтрольном участке тоже не могла. Поэтому в декабре 2018 года радикалы из «Автомайдана» были вытеснены другой общественной организацией — «Украинский транспортный союз» (УТС), созданной уже на деньги руководства Укртрансбезопасности из участников АТО. Помимо киевского УТС поддержку Укртрансбезопасности оказала одесская общественная организация «Украина – это мы», возглавляемая ранее судимым Виталием Голодком.
Активисты УТС занимались охраной и контролем инспекторов из Укртрансбезопасности, а по факту напрямую принимали откаты от водителей фур за беспрепятственный проезд через весовой контроль. У налаженной схемы оказалась лишь один коррупционный изъян — сотрудники нацполиции, несущие постоянную службу на блокпосту, оказались не в доле.
Как теперь говорят сами пострадавшие, на протяжении всего времени нахождения УТС под Одессой им постоянно поступали угрозы от одесских радикалов, а сотрудники Нацполиции неоднократно выражали свое неудовольствие по поводу их деятельности.
В стиле 90-х
Финал в самодеятельности Укртрансбезопасности наступил около полуночи 16 апреля. Сначала для того, чтобы отключить камеры видеонаблюдения на блокпосту, нападавшие полностью обесточили село Дачное, которое запитывает его от своих сетей. Сразу же после отключения электроэнергии радикалы на нескольких автомобилях, которые ранее были замечены под Малиновским районным судом г. Одессы, во время акций радикалов по процессу Труханова, заехали на блокпост, и открыли беспорядочную стрельбу из травматического и охотничьего оружия по членам «УТС». В результате пять человек получили ранения, трое из них позже были госпитализированы.
По имеющейся информации, напавшими были члены «Автомайдана» и группировки Сергея Ходияка, того самого, который расстреливал людей 2 мая у Дома профсоюзов и на Греческой площади Одессы.
Особо показательными были действия Нацполиции — никто из сотрудников несших службу на КП «Дачное» не предпринял каких-либо действий по предотвращению нападения на государственный объект. Даже полицию на место происшествия вызывали сами потерпевшие. По словам Виталия Голодка, полицейские, присутствовавшие во время на падения на этом же посту, сразу же после отъезда нападавших собрали и уничтожили стреляные гильзы.
Как оказалось, во время нападения на смене находился инспектор патрульной полиции Александр Латыш, который ранее уже препятствовал действиям активистов «УТС», пытаясь провести фуру мимо грузового контроля.
До событий 16 апреля УТС уже подвергались атаке радикалов. Тогда, 26 марта, на них уже нападали члены радикальных группировок «Свобода», «Сокол» и «Народное сопротивление». Но последнее нападение многократно превосходит по своему эффекту и организации предыдущее.
Полиция молчит
Несмотря на широкий общественный резонанс от происшедшего на трассе Одесса-Киев, руководство Нацполиции Одесской области сохраняет молчание. Лишь советник главы Нацполиции в Одесской области Руслан Форостяк ограничился комментарием на своей страничке в Facebook, назвав произошедшее частными разборками активистов.
Впрочем, в событиях, которые произошли под Одессой, нет ничего удивительного. Украинская полиция, и особенно в Одессе, давно не рискует связываться с крикливыми активистами, пользующимися покровительством политиков пришедших к власти после Евромайдана.