3 апреля в разделе новости на сайте «ПЦУ» появилось открытое обращение митрополита Белгородского и Обоянского Иоасафа.
«3 апреля 2019 года митрополит Белгородский и Обоянский Иоасаф обратился с открытым обращением касательно ситуации, сложившейся в последнее время в Поместной Украинской Православной Церкви», — предварили обращение своего епископа на сайте церкви.
Изначально Иоасаф опубликовал свое обращение поздно вечером 2 апреля на странице в Facebook. Если верить ему, писалось оно еще в феврале, после проведения в «ПЦУ» интронизации ее главы — митрополита Киевского и Всея Украины Епифания.
«Написал я это письмо сразу после приезда из Киева, где присутствовал на интронизации Блаженнейшего Митрополита Епифания. И вот до этого дня не предавал огласке свою боль. Теперь, смотрю, начинают появляться публикации, старающиеся покрыть явно творящееся беззаконие в Церкви. И как архиерей, ответственный в свою меру за судьбу Церкви, я публикую свой текст, повторяю, написанный еще в феврале», — объяснил свою публикацию сам Иоасаф.
Обращение Иоасафа на русском языке. Это неудивительно. Его епархия находится в России. Центр епархии — Белгород. Формально его беспокойство понятно: после создания ПЦУ он — иерей «Киевского патриархата» — оказался в подвешенном состоянии. Однако сам текст обращения белгородца свидетельствует: речь не только о банальных вопросах подчинения епархии за границей, а о расколе «ПЦУ» на два непримиримых лагеря.
Коварные греки и пригретые на груди змеи
В целом в обращении Иоасафа можно выделить две основные темы: унижение главы «Киевского патриархата» Филарета руководством «ПЦУ» и коварство Константинопольского патриархата. Темы эти тесно переплетены.
«На наших глазах и с нашим невольным участием произошел церковный переворот. В нем обманом сменили не только предстоятеля церкви, но и саму церковь направили по какому-то лживому пути, сделали ложь началом ее бытия. Святые каноны православной церкви, только и только по которым строится жизнь церкви, заменили чьей-то человеческой, а значит, не лишенной греховности волей. Сейчас, при слабом возражении против этого, нам отвечает теперешняя молодежь, возглавившая Церковь — Так хотят греки! Вся подготовка к этим уже совершившимся событиям велась в каком-то тайном шушуканье между окружением Патриарха — митрополитом Епифанием, архиепископами Евстратием и Агапитом», — заявил Иоасаф.
По его словам, нарекания у старой гвардии «Киевского патриархата» вызывал и предложенный устав новой церкви, многие положения которого были «вредны жизни церкви и даже антиканоничны».
Эти предложения, по словам митрополита, предложили греки. Слово «греки» он взял в кавычки. При этом именно с греками и обсуждал устав спикер «Киевского патриархата», архиепископ Черниговский и Нежинский Евстратий, о чем он сообщил Филарету, а тот, в свою очередь, всем остальным архиереям.
Кстати, сам Евстратий уже коротко отреагировал на обвинения Иоасафа.
«Христос показал пример того, что смирение среди прочего означает терпеть несправедливые обвинения и не отвечать на них, отдавая все в руки Божьи», — написал он в Facebook.
Именно его — одно из самых узнаваемых наряду с Филаретом лиц «Киевского патриархата», — а также архиепископа Черновицкиго и Хотинского Германа, бывшего митрополита каноничной УПЦ Симеона и главу Украинской автокефальной православной церкви Макария Иоасаф обвинил в издевательствах над Филаретом.
«Голос патриарха (Филарета. — Ред.) почти не был слышен. Архиерейская молодежь, не стесняясь, спорили со старцем по любому мизерному вопросу, в особенности когда стал вопрос об управлении Патриархом приходами Киева. Тут началось просто глумление над старцем-патриархом! В этом преуспевали митрополит Симеон и епископ Герман, участвовал и митрополит Макарий. Они в непочтительном, чтобы не сказать в хамском, тоне требовали отобрать у патриарха право на управление киевскими приходами. Архиереи бывшего «Киевского патриархата» помалкивали, давая возможность глумиться над патриархом», — описывал он заседание Синода «ПЦУ».
По словам Иоасафа, Филарета утвердили в качестве управляющего приходами Киева лишь после того, как он пригрозил собравшимся покинуть Синод и обратиться к общественности с заявлением.
В обращении митрополита Белгородского и Обоянского приведены многие свидетельства неуважительного отношения к «патриарху Киевскому и Всея Украины-Руси» Филарету со стороны руководства «ПЦУ» и ее предстоятеля в частности. Иоасаф признается — все, что им обещали, — ложь.
«Лгали до собора о двух предстоятелях. Лгали, принимая устав, текст которого не обсуждался и оказался совсем не похожим на обещанный. Лгали о том, что будет сразу собран поместный собор ПЦУ для урегулирования всех сомнительных вопросов бытия церкви. Лгали и лгут о положении диаспоры: она все же отходит к Вселенскому патриарху, или просто в небытие», — печалится он.
И призывает молодежь, которую Филарет нашел, когда та «пасла коров и гусей», и вознес на самый верх, дав все духовные и материальные блага, одуматься.
Но есть у обращения и скрытый подтекст.
Выгодная «рука Москвы»
Епархия Иоасафа находится в России. И это очень удобно для Филарета, в защиту которого и высказывается Белгородский митрополит. Официально Филарет пока не подтвердил справедливость выдвинутых Иоасафом обвинений и даже не прокомментировал их. Он занимает выжидательную позицию.
Если руководство «ПЦУ» выдвинет какие-то претензии к Филарету, он всегда сможет сказать, что обращение — личная инициатива Иоасафа. А если вдруг в «ПЦУ» вскроется какой-то заговор, в котором будет замешана старая гвардия из «Киевского патриархата», Филарет всегда сможет свалить все на митрополита Белгородского, епархия которого в России. Иоасафа всегда можно выставить человеком, которого принудили к внесению раскола в ряды «ПЦУ» всесильные, по мнению части украинского политикума, российские спецслужбы.
При этом раскол на молодежь и стариков, о котором писал Иоасаф, действительно существует.
«Могу поделиться только мнением архиереев ПЦУ. Несмотря на то что Филарет со своим Синодом решили нагло въехать в новосозданную ПЦУ, по сути это был Синод Филарета с добавлением трех голосов, вместе взятых, от остальных Церквей. Так вот, чтоб не быть многословным, хочу сказать, что архиереи ПЦУ не считают Синод 5 февраля полномочным, а просто репетицией», — описывал в феврале впечатления о произошедшем участник заседания Синода «ПЦУ» архиепископ Адриан (Кулик).
После резонанса, вызванного записью, он ее удалил, но многие успели сделать скриншот. При этом в одном из комментариев к другой записи Адриан заявил о «старой команде манипуляторов из бывшего КП («Киевского патриархата». — Ред.)».
Тогда — в феврале 2019 года — он не единственный выказывал недовольство собранием Синода и критиковал старое руководство «Киевского патриархата». В этом отметился даже такой член Синода, как глава УАПЦ Макарий.
Появление же нынешнего обращения Иоасафа многие связывают с тем, что 2 апреля на ресурсе «Киевское православие» появилась статья его тезки — митрополита Ивано-Франковского от «ПЦУ» Иоасафа, в которой он, не называя Филарета, обвиняет его в попытке раскола в новосозданной церкви.
«Кто-то очень не хочет, чтобы все епархиальные архиереи поочередно заседали полноправно в Синоде и были ответственными за развитие церкви. То, что епископат молчаливо принял нынешний состав Синода, связанный с некоторыми нарушениями, не означает, что епископат готов соглашаться с попыткой реанимации старой структуры», — пишет ивано-франковский иерарх.
Намек на Филарета более чем прозрачный.
Весь этот раздор осложняется действительно подвешенным статусом заграничных епархий «ПЦУ». Согласно одному из условий создания новой церкви их должны передать в подчинение Константинопольскому патриархату, от чего ни клир этих приходов, ни их прихожане не в восторге, не говоря уже об архиереях «Киевского патриархата», возглавляющих эти епархии.
В таких условиях опасность раскола в новой структуре возрастает. Правда, тут может вмешаться Порошенко со всей мощью государственной машины. «Вера» — это один из трех краеугольных элементов его избирательной кампании, а получение томоса — один из самых больших, по его мнению, успехов в истории современной Украины. И любой раскол в «ПЦУ» ударит и по действующему украинскому президенту.