В понедельник, 18 февраля, греческое издание Romfea сообщило о позиции Кипрской православной церкви по поводу создания Константинопольским патриархатом на Украине новой церкви. Киприоты признают право любой нации как на государственную независимость, так и на духовное самосознание, а также «понимают мотивы Константинополя». Однако на этом хорошие новости для Киева заканчиваются. Далее в заявлении КПЦ звучат уже неприятные для «Православной церкви Украины» слова. Так, киприоты отказываются признавать задним числом хиротонии, совершенные «Киевским патриархатом» и УАПЦ, и недоумевают по поводу реабилитации главных лиц украинского раскола.
«Двухтысячелетний опыт Кипрской церкви, а также всей Православной церкви дает нам основания сомневаться в возможности признания задним числом хиротоний, которые были совершены запрещенными, отлученными или анафематствованными епископами<…> Все мы принимали запрет и анафемы против некоторых лиц, которые играли ключевую роль в украинском кризисе», — прямо заявили в КПЦ.
Там также подчеркнули, что консенсус в нынешней церкви не означает, что решения принимает лишь одна сторона.
«В случае достижения консенсуса сторон Вселенский патриарх должен снова найти способ убедить верующих в правильности рукоположения и таинств», — подчеркнули киприоты.
Это весьма нехороший сигнал как для Константинопольского патриархата, так и для Филарета и его ставленника — главы «Православной церкви Украины» Епифания лично. Фактически, в Кипрской православной церкви дали понять, что не принимают законность статуса этих лиц, а равно и всех священников «Киевского патриархата» и УАПЦ, ныне являющихся духовенством «ПЦУ». Больше всего от этого решения может пострадать Филарет — на Украине многих раздражает его желание и дальше играть ведущую роль в делах веры.
Украинское понимание кипрского послания
После весьма печальных вестей из Никосии, в Киеве, как это обычно бывает, решили «зраду» обратить в самую что ни на есть блистательную «перемогу». В своей статье для Lb.ua архимандрит Кирилл (Говорун) — заштатный клирик УПЦ, один из наиболее последовательных сторонников автокефалии утверждает: на деле Кипр поддержал создание «ПЦУ», не согласившись лишь в частностях. Говорун называет две проблемы, поднятые КПЦ: «надуманную» и «реальную». Что характерно, вопрос хиротоний он относит именно к реальной проблеме, в то время, как надуманной называет требование киприотов признать закрепление юрисдикции русских православных на Украине.
Само место появления статьи неслучайно. Шеф-редактор Lb.ua — Соня Кошкина — является прихожанкой храма Покрова Пресвятой Богородицы в Главном военном клиническом госпитале.
Это один из двух храмов канонической УПЦ, перешедших в «ПЦУ». При этом второй храм — Спасо-Преображенский собор, что на окраине Киева — в Теремках — в церковь единоличным решением перевел бывший иерарх УПЦ митрополит Александр (Драбинко).
«Тональность и лексика Кипрского заявления в целом позитивна в отношении «ПЦУ». Ее готовы будут полностью признать, если она продемонстрирует не только на словах, но и на деле готовность к сотрудничеству и диалогу с другими церковными группами на Украине. Попытки любой группы внутри «ПЦУ» установить монополию или приватизировать процесс консолидации православия на Украине контрпродуктивны и вредят ПЦУ как внутри, так и снаружи — с точки зрения признания другими церквями. Собственно, самый большой враг «ПЦУ» — это те, кто в ней тянет одеяло на себя, ведь это никак не помогает консолидации украинского православия», — делает вывод в своей статье Говорун.
Следующие же предложения, которыми он и завершает свой труд, и вовсе звучат как предостережение для «ПЦУ» и призыв к быстрейшему урегулированию всех конфликтов между группами влияния.
«Православные церкви готовы выделить на консолидацию лишь ограниченное время. Если «ПЦУ» в него не вложится, тогда могут быть запущены другие механизмы рецепции «ПЦУ» — более болезненные к ней. Часы тикают», — пишет Говорун.
Сам Говорун — знаковая фигура в украинском православии. Его не допустили на «объединительный собор» 15 декабря, несмотря на то что он мог бы усилить «представительство» канонической УПЦ на этом мероприятии. Одной из причин этого ряд источников назвал то, что ранее митрополит Черкасский Софроний, который хоть и является членом УПЦ, но славен своими автокефалистскими настроениями, заявил: если бы и голосовал за главу «объединенной церкви» на Украине, то только за Говоруна. Сейчас архимандрит — частый гость в качестве эксперта не только на Lb.ua, но и в таких СМИ, как «Радио Свобода». Кроме того, он — преподаватель ряда западных вузов.
В общем, размещенная на сайте идейной прихожанки «ПЦУ» статья одного из ведущих идеологов украинской автокефалии — это сигнал. И сигнал этот предназначается тем, кто «устанавливает монополию в «ПЦУ». Такая группа — ровно одна, и связана она с лидером «Киевского патриархата» Филаретом.
Властолюбивый старец
Первое заседание Синода новосозданной «ПЦУ» состоялось 5 февраля. При этом проходило оно не без приключений. Как сообщил ряд украинских СМИ, до последнего момента собравшиеся не знали, на какое собрание идут, и полагали его обычной встречей.
«Согласно уставу и томосу, я должен быть членом Священного синода. Но меня на заседание не пригласили, я на нем не был. Я понятия не имею, что это было за собрание, которое состоялось 5 февраля. О том, что будет собрание, мне сказал епископ Симеон. Есть законодательство, есть устав церкви, есть томос, которому только два месяца исполнилось и по которому мы должны жить. Все остальное — неканонично, неправильно, не имеет права дееспособности», — жаловался один из митрополит Луцкий и Волынский «Киевского патриархата» Михаил (Зинкевич).
Он был одним из кандидатов на пост главы «ПЦУ» и снял свою кандидатуру в пользу Епифания лишь после долгих уговоров.
В целом на Синод собрались 11 человек, подавляющее большинство из которых ранее принадлежали к «Киевскому патриархату». Судя по фото с Синода, главную роль в нем играл «патриарх» Филарет, а не глава «ПЦУ» Епифаний.
Впрочем, был на Синоде и глава УАПЦ Макарий, а также бывший епископ Винницкий и Барский каноничной УПЦ Симеон. Однако удовольствия от собрания они не получили.
«Могу поделиться только мнением архиереев ПЦУ. Несмотря на то что Филарет со своим Синодом решили нагло въехать в новосозданную ПЦУ, по сути это был Синод Филарета, с добавлением трех голосов, вместе взятых, от остальных Церквей. Так вот, чтоб не быть многословным, хочу сказать, что архиереи ПЦУ не считают Синод 5 февраля полномочным, а просто репетицией», — описывал впечатления о произошедшем в Facebook принимавший участие в Синоде «ПЦУ» архиепископ Адриан (Кулик).
Позже он удалил эту запись, однако ее скриншот успел разлететься по СМИ.
Однако в другой, более нейтральной записи, Адриан все же критикует «Киевский патриархат».
«Синодалы тут не столько в деле, как старая команда манипуляторов из бывшего КП («Киевского патриархата». — Ред.). Те самые, которые пытались сорвать собор 15 февраля, а вину за это переложить на митрополита Михаила», — заявил Адриан в одном из комментариев.
А через несколько записей в Facebook он и вовсе разместил фотографию Сталина и Ежова с Молотовым и Ворошиловым, подписав ее: «Тираны могут быть разными, или Дух Сталина реинкарнирует в других людей».
Учитывая предыдущие заявления Адриана, это может быть намек на происходящее в «ПЦУ».
Еще резче высказался лидер УАПЦ Макарий.
«Есть один человек, который дальше не сдается и руководит так, как ему нравится. Я сказал свое мнение, как бывший предстоятель, чтобы такого больше не было, потому что никто ни с кем не советовался (относительно назначений членов «синода». — Ред.)», — заявил он по итогам Синода и намекнул, что на Филарета могут пожаловаться в Константинопольскую патриархию.
Словом, в «новосозданной церкви» многие недовольны диктатом Филарета, который, кстати, по решению Синода «ПЦУ» от 5 февраля сохранил за собой контроль над приходами и монастырями Киева. Исключение сделано лишь для Михайловского Златоверхого монастыря, где находится резиденция Епифания. Филарет стремится управлять новой церковью через своего ставленника, что отпугивает от нее тех, кто ждал от «ПЦУ» большего либерализма, чем в традиционных церквях.
За всем этим зорко следит матерь-церковь «ПЦУ»: Фанар уже дал понять украинским властям, что может лишить Украину обретенного томоса из-за Филарета. Властолюбие последнего ставит под угрозу раскола теперь уже и новую украинскую церковь.