Заседание проходит в Подольском районном суде столицы, в том же крохотном зале, где неделю назад в жуткой тесноте состоялось подготовительное слушание. На слушание 4 апреля представителей прессы пришло еще больше — восемь операторов украинских телеканалов со своими громоздкими штативами едва втиснулись в зал. Но на этот раз допотопные сиденья с откидными сидушками заменили на солидные деревянные скамьи. И зал преобразился, теперь он перестал походить на клуб в глухом селе, где мебель обновляли еще при советах. И действительно, неловко, когда в объективы телекамер попадает такое убожество. Теперь же присутствующие смогли разместиться в зале суда без излишней суеты, толкотни и давки.
Несмотря на то что на подготовительном слушании судьи разрешили обвиняемому сидеть рядом с адвокатами, конвой вновь водворил Вышинского в стеклянный бокс. Адвокат Андрей Доманский выступил с ходатайством разрешить перевести Кирилла из «аквариума»,чтобы он мог находиться рядом со своими защитниками. Неожиданно прокурор предложил выяснить мнение конвоя по этому поводу. Адвокаты возмутились: конвой не является стороной судебного процесса, и его мнение не должно учитываться судом. Тем не менее, председательствующая Елена Павленко поинтересовалась у конвоиров, смогут ли они обеспечить охрану обвиняемого, если он будет находиться вне бокса. Конвоир в ответ стал возражать, ссылаясь на какой-то приказ, который они не могут нарушить.
— В прошлый раз ведь нарушили, — пошутил Кирилл. — Давайте нарушим еще раз.
Судьи пошли навстречу защите и позволили Вышинскому находиться рядом со своими адвокатами на всех будущих судебных заседаниях. В этот раз даже не стали удалять из зала всех присутствующих, чтобы Кирилл сделал три шага из «аквариума» к столу защиты.
Затем было принято решение огласить полный текст обвинительного акта, а это 80 страниц печатного текста. Начал прокурор Евгений Комаровский, который, к сожалению, так и не успел выучить, как правильно произносится фамилия обвиняемого.
Из обвинительного акта следует, что информация, размещенная на интернет-ресурсе РИА Новости – Украина, содержит призывы, направленные в ущерб суверенитету, территориальной целостности и неприкосновенности Украины, государственной и информационной безопасности.
«Представитель МИА "Россия Сегодня" предложил Вышинскому возглавить "Россия Сегодня", который далее именовался "РИА Новости – Украина"… В обязанности руководителя указанного представительства входила финансовая и организационная работа. Вышинский, осознавая проведение подрывной деятельности, роль и задачи, которые перед ним ставили, согласился на указанное предложение и приступил к выполнению обязанностей», — зачитал прокурор.
Каждый раз, когда прокурор ставил ударение в фамилии обвиняемого на первый слог, в зале раздавался смех. Председательствующая неоднократно указывала стороне обвинения на ошибку и просила произносить фамилию правильно. Когда прокурор ошибся в очередной раз, смеялся даже конвой. Естественно, что в такой атмосфере обвинения, звучавшие из уст прокуроров, тоже казались смехотворными.
Вышинскому инкриминировали размещение на интернет-ресурсе текстов, направленных на легитимизацию референдума в Крыму, с призывами к сепаратистским действиям, а также с призывами к разжиганию этнической розни. Причем в перечень таковых попали не только аналитические материалы, но и информационные сообщения. Например, Вышинского обвиняют в размещении на сайте «РИА Новости Украина» новостей «В Крыму готовятся ввести рубль» и «Крым перешел на московское время». И даже справочный материал «История украинских референдумов» обвинение сочло таким, который наносит вред суверенитету и территориальной целостности Украины.
Председательствующая коллегии судей внимательно следила по своему экземпляру акта, что именно читает прокурор. Один из судей открыл ноутбук, возможно, желая просмотреть статьи, на которые ссылается обвинение. Даже если это и так, сделать это ему все равно бы не удалось — доступ к сайту «РИА Новости Украина» заблокирован на Украине с мая прошлого года.
После статей, посвященных крымским событиям, относящимся к началу 2014 года, в обвинительном акте перечислялись материалы, посвященные вооруженному конфликту в Донбассе.
«Согласно семантико-лингвистической экспертизе, в статьях содержатся высказывания о создании новых государств или государства Новороссия со столицей в Донецке. В статьях содержатся призывы к созданию таковой путем ввода войск. Предоставляется положительная оценка создания так называемых ДНР и ЛНР. В материалах имеются высказывания и поощрение сепаратистских действий. В данных статьях содержатся призывы к разжиганию этнической розни», — вещал прокурор.
Следующий пассаж из обвинительного акта заставил Кирилла иронично улыбнуться.
«Согласно выводу судебной лингвистической семантико-текстуальной экспертизы, перечисленные выше статьи по своему смыслу, вне зависимости от того, правдивую или неправдивую информацию они содержат каждая в отдельности, являются составляющими системы пропаганды, системы взглядов, которая последовательно, целенаправленно, аргументированно, без предоставления альтернативного взгляда продвигает, навязывает, прививает украинцам четырехмерную идею», — продолжал оглашать документ прокурор.
Прокуроры, сменяя друг друга, больше часа читали обвинительный акт. За это время они успели огласить лишь 18 из 80 страниц. Прервав прокурора буквально на полуслове, председательствующая объявила перерыв в заседании до 15 апреля.
Когда Кирилла уже выводили из зала суда, журналисты попросили его прокомментировать прозвучавшие обвинения.
— Это бред собачий! Вот единственный комментарий, который я могу сегодня дать, — был лаконичный ответ Вышинского.
Комментарии адвокат Андрея Доманского
Доманский не берется прогнозировать, как долго продлится процесс.
«Все зависит от того, сколько времени выделят судьи на зачитывание обвинительного акта. Мы всё понимаем, мы все люди, есть технические возможности человека прочитать. Есть те, кто может прочитать быстро и внятно, а есть те, кто не может. И мы, к сожалению, видим, что есть ошибки. Судья правильно поправляет прокуроров, поскольку если будет неправильно стоять ударение в фамилии Кирилла, мы можем говорить, что судят вообще не его», — сказал Доманский в комментарии изданию Украина.ру.
Сколько будет продолжаться процесс, действительно, неизвестно. Дело в том, что один из судей судебной коллегии прошел конкурс в Верховный суд Украины. И если он будет назначен в новую судебную инстанцию, есть риск, что слушание может начаться заново.
Но адвокат настроен позитивно и не теряет оптимизма.
«Пройти конкурс — это еще не означает быть назначенным. Как показывает практика, у нас очень много случаев, когда судьи, в частности это касается судей первой инстанции, которые прошли экзамены, прошли конкурсы, были рекомендованы к назначению, тем не менее, еще не назначены. И здесь мы не можем гарантировать, что судья будет назначен на должность, соответственно, коллегия должна будет внести изменения. Поэтому сейчас все идет, как и должно идти. Процесс есть процесс, закон есть закон, и мы должны его исполнять. Мы — правовое государство, и мы будем двигаться дальше», — пояснил защитник.
При этом адвокат отметил, что суд придерживается европейских норм.
«Мы это видим по тому, что Кирилл находится вместе с нами, и суд в данном случае старается казаться беспристрастным. То есть у нас есть доверие, невзирая на то, что было в начале. Мы сейчас видим, что суд идет последовательно в соблюдении всех европейских стандартов демократического правового государства», — заключил Доманский.