Лидер «Батькивщины» Юлия Тимошенко — один из основных противников действующего президента Украины. Она не устает обличать Петра Порошенко в коррупции и даже пыталась объявить ему импичмент. В то же время Тимошенко принимает участие в выборах президента Украины. Рейтинг ее высок, хотя в последнее время и начал падать.
Так, согласно исследованию, проведенному Киевским международным институтом социологии (КМИС) с 14 по 22 марта, шоумена Владимира Зеленского готовы поддержать 32,1% определившихся со своим выбором граждан, президента Порошенко — 17,1%, а лидера «Батькивщины» Тимошенко — 12,5% опрошенных.
Впрочем, некоторые украинские эксперты утверждают: сейчас рейтинги Тимошенко сознательно занижают, чтобы переманить ее избирателя к удобному для президента противнику — Зеленскому.
«Сегодня в СМИ, как я понимаю, появляются заказные публикации, суть которых в том, что кандидат в президенты Юлия Тимошенко все равно не проходит во второй тур, и нет смысла за нее голосовать <…> На самом деле рейтинг Тимошенко более 16%, Порошенко — 15%. Все это делается для того, чтобы Порошенко вышел хоть куда-то, хоть с кем-то», — заявил политолог Сергей Белашко.
Но какими бы ни были позиции Тимошенко на выборах, многие отмечают: лидер «Батькивщины» крайне пассивно подошла к избирательной кампании. В чем же причины такого поведения первой леди украинской политики?
Денег нет, но она держится
Юлия Тимошенко так и не выстроила эффективную систему по работе с избирателем на выборах, заявляла в конце февраля участвовавшая в нескольких избирательных кампаниях юрист Татьяна Монтян.
«Соперники Порошенко в средствах отнюдь не стеснены и вполне могли бы работать и над сетками, и над пирамидами, а не сидеть сложа руки. Но они не наняли профессионалов уровня Березенко (куратор избирательной кампании Порошенко. — Ред.), способных создать легальную систему подкупа электората и не оплатили услуги таких профессионалов по рыночным ценам. Так кто ж им доктор? Давно ведь известно, что жадничать в таких делах не надо», — отмечала Монтян.
Так она прокомментировала вскрытую тогда же СБУ систему подкупа избирателей со стороны штаба Тимошенко, во главе которой, по уверениям спецслужбы, стоял народный депутат от «Батькивщины» Руслан Богдан.
«Реализация проекта предусматривала формирование членами группы в избирательных округах пирамид в виде «руководитель сектора — старший избирательного участка — десяток», которые должны были обеспечить необходимое, определенное каждому отдельно количество голосов в пользу конкретного кандидата на всех обычных избирательных участках страны», — описывал 21 февраля смысл «пирамиды» Тимошенко замглавы СБУ Виктор Кононенко.
По словам Монтян, Тимошенко допустила ошибку: она не только пожадничала, но и, будучи стороной обороняющейся, создала оружие для наступательного боя, к тому же и нелегальное по сути.
Однако причина, по которой Тимошенко не наняла высококвалифицированных профессионалов, может заключаться в том, что у нее на самом деле нет денег.
«Правда ли, что во время этой кампании вы ощущаете большую нехватку денег на ее проведение? И вообще, кто вас финансирует?» — задал 20 марта Тимошенко вопрос журналист Дмитрий Гордон.
Его интервью с лидером «Батькивщины» вышло вечером 25 марта. К тому времени журналисты уже распространили информацию о том, как Тимошенко «финансировали» жители сел и маленьких городков, через счета которых на поддержку оппозиционного политика переводились неподъемные для их владельцев деньги. При этом сами люди о таких щедрых пожертвованиях в пользу кампании Тимошенко не знали.
«Сегодня появилось несчетное количество предпринимателей, которые готовы нам дать деньги. Да, нам этих денег не хватает, чтобы развернуть какую-то очень масштабную кампанию, но мне их достаточно, чтобы за каждую копейку потом ответить, ответить своим трудом, изменениями, которые мы хотим произвести <…>. Часть предпринимателей просто боятся сегодня взять и положить деньги на счет [фонда избирательной кампании] потому, что в ту же минуту приходит Генеральная прокуратура, СБУ, против них возбуждают уголовные дела. И они находят каких-то скромных людей в своей семье: пенсионеров или еще кого, и через них вносят деньги на счет, чтобы спрятаться на небольшой период», — пояснила такие странности с финансированием Тимошенко.
Таким образом она ответила сразу на два вопроса: почему ее кампания не такая широкомасштабная, как у конкурентов, и почему кампанию финансируют через подставных лиц.
Однако обнародованное Гордоном интервью показало еще одну слабость Тимошенко: она почему-то уверена, что победа на выборах у нее в кармане.
Реактивный популизм и неприятие реальности
Тимошенко — самый популистский популист в украинской политике. Некоторые украинские слова, например «зубожіння» — «обнищание» — в сознании тех, кто следит за выборами, тесно связаны с Тимошенко. Именно это слово лидер «Батькивщины» употребляет чаще всего. Как и такие слова, как «геноцид» (как правило, тарифный), «хаос», «развал» и тому подобное.
Такое нежелание придумывать новые подходы может быть связано с тем, что Тимошенко уверена: именно она — следующий президент Украины.
«Нам всегда социология показывала меньше на 10%, чем мы набираем. Поэтому я вам говорю: у нас, у меня как у кандидата в президенты будет 31%+. Но важно, кто будет во втором туре. У Володи Зеленского 21%, у Петра Алексеевича пусть будет чуть больше — 16%. Но у Володи Зеленского 40% людей, которые никогда не ходили на выборы, они даже не знают, куда идти. Поэтому есть два варианта. Первый — если придут те, кто голосуют за Володю Зеленского, то мы с ним будем во втором туре. А если не придут его люди, то мы будем с Петром Алексеевичем», — заявила лидер «Батькивщины» на интервью с Гордоном.
При этом Тимошенко заявила, что ей все равно, с кем соревноваться. Единственное, чего хотелось бы первой леди украинской политики — это чтобы люди дали оценку украинской власти и чтобы она оказалась во втором туре с Зеленским. Так, по ее словам, будет справедливее.
В то же время Тимошенко признала, что результаты первого тура еще нужно будет защитить от фальсификаций, а сама она не прочь подебатировать с Порошенко, если он прорвется во второй тур.
В своей победе лидер «Батькивщины» не сомневается.
«Во-первых, я вам могу сказать, что так не будет», — ответила Тимошенко на вопрос Гордона, что она будет делать, если проиграет выборы президента, и рассмеялась.
Она всерьез не рассматривает возможность поражения, которое для нее будет весьма болезненным: Тимошенко уже проигрывала президентские выборы в 2010 году. Тогда она уступила Виктору Януковичу из-за всего лишь 3,48% голосов избирателей: за Тимошенко проголосовало 45,47% украинцев, что продемонстрировало глубочайший раскол украинского общества на две почти равные половины, которые, к тому же, жили в разных регионах.
Однако сегодня ситуация в стране другая. У Юго-Востока, как и у Запада, уже нет своего фаворита на выборах. А значит, подходить к нынешнему электоральному процессу с теми же мерками, что и девять лет назад, не стоит. Это чревато поражением. Однако, судя по всему, Тимошенко мыслями пребывает в 2017 году, когда она была самым популярным политиком на Украине, ее рейтинги зашкаливали, на горизонте еще не было Зеленского, а Порошенко еще не был так сосредоточен и готов на самые крайние и грязные меры для победы на выборах.