В годы холодной войны Советский Союз не принимал участия в музыкальном конкурсе «Евровидение». СССР не входил в число участников Европейского вещательного союза, который был организатором этого мероприятия. Вместо него для социалистических стран была создана альтернатива — «Интервидение», автором идеи был легендарный польский музыкант Владислав Шпильман, который спустя десятилетия стал прототипом главного героя фильма Романа Полански «Пианист».
Фестиваль быстро обрел огромную популярность в социалистических странах. Первым местом его проведения стал «Гданьск Верфь Холл», следующие два фестиваля проводились в других концертных залах Гданьска. А в 1964 году фестиваль переехал в близлежащий город-курорт Сопот, в амфитеатр на открытом воздухе под названием «Лесная опера», который имеет 4400 посадочных мест, а его оркестровая яма вмещает до 110 музыкантов.
В середине 1970-х руководство польского телевидения решило превратить Сопотский фестиваль в нечто вроде социалистического «Евровидения», и мероприятие превратилось в один из инструментов пропаганды. В 1977 году фестиваль получил новое официальное название — конкурс песни «Интервидение», и его целью стало показать миру, что социалистическая эстрада не уступает западной.
При этом «Интервидение» не было точной копией «Евровидения»: прежде всего, страна-победительница не обязана была устраивать у себя конкурс в следующем году, он всегда проводился в Польше. Это очень радовало телевизионных начальников из разных государств — им не приходилось брать на себя дополнительные расходы. А большинство зрителей из стран социалистического лагеря привлекало в этом конкурсе не столько выступление певцов из своих стран, сколько появление на телеэкранах западных исполнителей. Именно благодаря фестивалю в Сопоте советские телезрители смогли увидеть таких знаменитостей того времени, как Глория Гейнор, Петула Кларк и группу Boney M.
София Ротару, которая в 1974 году исполняла в Сопоте песни «Воспоминание» Бориса Рычкова и «Водограй» Владимира Ивасюка, получила тогда вторую премию фестиваля за польскую песню из репертуара Галины Фронцковяк «Кто-то» (русский текст Андрея Дементьева). А вот годом ранее Ротару стала лауреатом первой премии другого известного музыкального фестиваля стран социалистического содружества — конкурса «Золотой Орфей», с 1965 года проводившегося в различных концертных залах на Солнечном берегу в Болгарии. Причём певица исполнила там песни не только на русском («Мой город» Евгения Доги), но и на болгарском языке («Птица» Т.Русева и Д.Демьянова). Гран-при же «Золотого Орфея» в 1973-м получила Лена Эриксон из Швеции.
Примечательно, что София Ротару и Алла Пугачёва, и в наши дни соперницы-примадонны постсоветской эстрады, начали свою борьбу за международную аудиторию тоже ещё в 1970-х, именно на музыкальных фестивалях стран социалистического содружества. Ротару везде принимала участие первой, но результат Пугачёвой был лучше: она получила гран-при не только в Сопоте в 1978-м, но и на «Золотом Орфее» в 1975-м.
Лауреатами фестиваля на Солнечном берегу в разное время становились также Мария Пархоменко (гран-при 1971 года), Роза Рымбаева (гран-при, 1977), Валерий Леонтьев (1-я премия, 1980), Тамара Гвердцители (1-я премия, 1988), Филипп Киркоров (2-я премия, 1992). Двадцать лет назад этот легендарный фестиваль канул в Лету.
Ещё раньше, в 1990-м, закончилась история чехословацкого фестиваля популярной песни «Братиславская лира». Его первым победителем в 1966-м стал Карел Готт, который именно после этого отправился на гастроли в Лас-Вегас, а в 1987-м «Золотую Братиславскую лиру» получила Лайма Вайкуле.
Судьба же Международного фестиваля песни в Сопоте оказалась более счастливой, хотя в его проведении случалось несколько перерывов: в 1981-83-м — из-за военного положения в Польше, в 1996-м и 2004-м — из-за смены организаторов, и в 2010-2011-м — в связи с капитальным ремонтом «Лесной оперы». Фактически своё «второе рождение» фестиваль пережил в 2005 году, когда организаторы решили приглашать на него западных артистов первой величины — к примеру, в 2006-м гостем Сопота стал Элтон Джон.
С тех пор в «Лесной опере» на берегу Балтийского моря выступили, в частности, Чак Берри, Ванесса Мэй, Энни Леннокс, Крис Ри, Vaya Con Dios, Jethro Tull, Animals, Танита Тикарам, Ла Тойя Джексон, Уитни Хьюстон, Анастейша и Горан Брегович. Начиная с 2012 года фестиваль называется Sopot Top Of The Top Festival, в 2018-м его победителем стал молдавский певец Михаил Санду (сценическое имя Mihail), который представлял в Сопоте Россию. Кстати, представленная им на фестивале песня Who You Are получила в начале 2019-го платиновый диск от Итальянской федерации звукозаписывающей индустрии.
А вот попытка возродить другой легендарный фестиваль, который проходил в Польше с 1965 по 1989 год — «Фестиваль советской песни в Зелёной Гуре» — оказалась менее удачной. В своё время там выступали крупнейшие звезды советской эстрады (Марк Бернес, Муслим Магомаев, Алла Пугачёва и другие), а для многих польских молодых исполнителей участие в фестивале нередко становилось началом большой музыкальной карьеры.
Однако своеобразным наследником «Фестиваля советской песни» является «Славянский базар» в Витебске — ведь в 1988-м и 1990-м он начинался как «Всесоюзный фестиваль польской песни», «зеркальный» фестивалю в Зелёной Гуре. Именно для него в этом белорусском городе был построен амфитеатр на 5 тысяч зрителей, где с 1992 года проходит Международный фестиваль искусств «Славянский базар в Витебске». Символично, что одними из первых лауреатов вручаемой на этом фестивале специальной премии президента Республики Беларусь «Через искусство — к миру и взаимопониманию» стали Алла Пугачёва (2006) и София Ротару (2007).