Децентрализация была начата под влиянием центробежных процессов, которые проходили на Украине в 2014 году. Тогда региональные власти требовали для себя большей самостоятельности, и центр был вынужден начать эту реформу как противоядие против требований федерализации.
«Сегодня мы говорим о новом этапе децентрализации. Нам эту систему надо закрепить в Конституции Украины и сделать ее необратимой, чтобы никому не пришла мысль отобрать у вас то, что сегодня по праву принадлежит территориальным общинам, а по большому счету гражданам», — приводит слова премьера издание.
В конце августа 2015 года в первом чтении были приняты изменения в Конституцию по децентрализации. Однако окончательное принятие этого законопроекта было заблокировано в виду положения об особенностях местного самоуправления Донецкой и Луганской областей.
Однако эксперты считают, что реформа провоцирует конфликты между органами местного самоуправления разных уровней.
Областные советы, уполномоченные одобрять проекты перспективных планов объединения территориальных громад (ОТГ), «нарезают» их по собственной воле. Районные советы имеют противоречия с ОТГ по поводу субъектности и контроля.
Кроме того, громадам предоставляют не контроль над механизмом получения средств, а непосредственно деньги, размер которых определяется столичными чиновниками из Кабмина.
Поэтому вариант децентрализации, применяемый на Украине, ведет не к росту самостоятельности местного самоуправления, а к усилению его зависимости от центра.