Украина сразу после провокации в Керченском проливе развернула широкую кампанию по политическому давлению на Россию через различные европейские структуры. Однако очередные требования по задержанным украинским морякам, которых Киев считает военнопленными, европейские судебные инстанции не поддержали.
«Доводы украинских властей и представленные материалы не убедили ЕСПЧ в необходимости удовлетворения заявленных требований. По результатам их рассмотрения Европейский суд счел, что запрос не содержит новых аргументов и является идентичным заявленному ранее обращению, на которое российские власти уже представили исчерпывающий ответ», — говорится в сообщении на сайте Министерства юстиции РФ.
Представители ведомства отметили, что очередной запрос украинской стороны основывался на информации адвокатов и родственников задержанных моряков о том, что здоровье троих из них требует специализированной медицинской помощи. Кроме того, Киев не признаёт медицинское заключение российских медиков и пыталась оспорить его.
22 января уполномоченный по правам человека в Москве Татьяна Потяева навестила украинских моряков в СИЗО «Матросская тишина». Они рассказали, что довольны качеством питания и имеют возможность ходить на прогулки, пользоваться услугами интернет-магазинов, получать корреспонденцию и деньги на личные счета. Один фигурант дела попросил установить в камере телевизор. Ни у кого из них не было никаких жалоб на условия содержания.
25 ноября 2018 года три корабля Военно-морских сил Украины, нарушив государственную границу РФ, вошли во временно закрытую акваторию территориального моря РФ и взяли курс на Керченский пролив.
Моряки не реагировали на предупреждения пограничного управления ФСБ России и в конечном итоге были задержаны. На допросе капитан третьего ранга Владимир Лесовой признался, что запросы по установке УКВ-станции игнорировал сознательно и понимал, что действия группировки кораблей Военно-морских сил Украины в Керченском проливе носят провокационный характер.
Кроме того, в ходе обыска была обнаружена написанная от руки инструкция по прохождению по Керченско-Еникальскому каналу в порядке, установленном Россией. Эти факты доказывают, что провокация была заранее организована, а её участники отдавали себе отчёт в своих действиях. Позже СБУ признала, что двое её сотрудников, находившихся на борту, выполняли служебные задания по контрразведывательному обеспечению подразделения ВМС Украины.