«Погибшие моряки не знали, куда плывут»: как российский уголь продают на Украину втридорога под видом африканского – "057.ua" - 13.07.2022 Украина.ру
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

«Погибшие моряки не знали, куда плывут»: как российский уголь продают на Украину втридорога под видом африканского – "057.ua"

© РИА Новости . Александр Кряжев / Перейти в фотобанкОбогатительная фабрика "Каскад" ОАО "Кузбасская топливная компания"
Обогатительная фабрика Каскад ОАО Кузбасская топливная компания
Читать в
ДзенTelegram
Харьковское издание раскрыло схему закупки топлива в России по завышенным ценам

Утром 7 января грузовое судно под флагом Панамы отправило сигнал бедствия примерно в 148 км (92 милях) от черноморской провинции Самсун (Турция).

Из-за погодных условий судно затонуло. Из 13 членов экипажа 11 были гражданами Украины. Погибли четверо украинцев, семеро попали в больницу. Среди погибших моряков был и харьковчанин Руслан Бодник. Его родные решили провести собственное расследование трагедии и попросили журналистов "057" помочь им в этом.

Проведя тщательное расследование, мы выяснили множество любопытных деталей.

 

Начнем с названия судна — «Волго-Балт 214». Тип этого судна предназначен для перевозки массовых грузов (уголь, руда, зерно, щебень и т. п.) по крупным внутренним водным артериям. Судно также может выходить в море, но, как утверждают моряки, из-за особенностей проектировки ходить оно должно недалеко от берега.

Произведено это судно было ещё в Советском Союзе, 11 сентября 1978 года. У судна несколько раз менялся владелец: СССР, Россия, Сент-Китс и Невис, Панама.

бензин дизель заправка АЗС топливо
Не только уголь. Украина все больше зависит от российского дизтопливаУголь –- не единственный вид так называемого критического импорта из России, от зависимости от которого, несмотря на многочисленные проекты и прожекты борьбы с «государством-агрессором», Украина так и не избавилась

На момент катастрофы судно шло под флагом государства Панама, а по документам принадлежало турецкой компании Orbital Ship Management. Отметим, что этой же компании принадлежит еще пять судов «Волго-Балт».

Как сообщают наши источники, эта компания является «прокладкой» (жаргонный термин для обозначения организаций, которые создаются исключительно с целью уклонения от уплаты налогов, мошеннических операций). И реальные владельцы судна имеют гражданство РФ.

Отметим, что в данный момент компания Orbital Ship Management внезапно оказалась на стадии ликвидации.

Сами моряки не раз говорили и писали родным и друзьям, что судно находится в крайне аварийном состоянии и буквально разваливается на ходу. Скриншоты переписки с Русланом Бодником и Владимиром Овдиенко нам предоставили их родные:

«Мы 2 дня назад обесточились, аварийный генератор не запустился из-за того, что тумблер был выключен на подачу топлива»;

«Пробоина у нас была, водой машинное отделение заливало, а я как самый компактный, послали заделывать»;

«Он (корабль. — Ред.) лопнул уже посередине, с обеих бортов трещины по 20 см. Скоро пойдёт или на иголки, или на дно»;

«В один прекрасный сильный шторм если попасть, то (корабль. — Ред.) может переломиться напополам. Вот в феврале поставят в док, будут латать».

Но до февраля судно не «дотянуло». Из-за небольшого шторма, под воздействием внутренних факторов (трещина в судне. — Ред.) оно пошло ко дну. Руслан Бодник успел нарисовать от руки место пробоины судна, а в момент аварии рычаг спуска лодок был неисправен, что подтвердил матрос Евгений Ильченко.

 

Жена Руслана, Лиана, рассказала, что украинских моряков просто «кинули».

«Там всё гораздо хуже, чем вы думаете. Крюинговое (кадровое) агентство «Морской центр» было обязано проверить все условия для работы моряков: документы, техническую исправность судна, финансовое состояние, условия страховки жизни моряков. Но этого ничего не сделали, попросту наплевав. Моряки даже не знали, куда они будут плыть, они выступали в роли обслуживающего персонала», — говорил жена моряка.

Владельцы судна «умудрились» получить документ, согласно которому сухогруз «Волго-Балт 214» имел право ходить по льдам.

«Судно не имело права выходить в море. Его предназначение — ходить по реке, и относится оно к речным судам. Оно имеет балансовую стоимость — ноль. Его даже никто не будет поднимать со дна. Существует российский реестр, где присваивается класс судну. Кто-то дал документы, что техническая часть судна исправна. Если оно непригодно, то его никто в реестр не внесёт», — говорит адвокат Вячеслав Ушаков.

Моряки в общении также указывали на факты коррупции при получении необходимых сертификатов:

– Завтра должен чижик (проверяющий. — Ред.) с Панамы прийти, проверку сделать.

– Что за проверка?

– Проверить судно на прочность. И нас на компетентность. В России уже льды. Нужен сертификат, что мы можем по льдам ходить.

– И как корытце (судно. — Ред.), пройдёт проверку?

– Посмотрим, насколько жёстко будут проверять.

– Коррупция уместна?

– Конечно, а кто её отменял? Если бы не коррупция, то в жизни не прошло бы корыто.

 

Не менее интересен и маршрут судна. Сами моряки подтвердили слухи, которые распространялись в СМИ после крушения.

– Куда торопитесь? Скоропортящееся чё-то везёте?

– Пустые идём на погрузку. Берём в России, вывозим в нейтральные воды Чёрного моря, перегружаем на большой пароход, который везёт к вам уголь, чтоб вы не мёрзли, а оформляют его африканским. И стоит от в 3 раза дороже, чем если бы покупали Донбассе или в России.

Именно это судно способствовало коррупционной схеме продажи российского угля втридорога. Схема простая и дерзкая: судно с флагом иностранного государства заходит в российский порт, его загружают углём (по неподтвержденной информации, углём, который РФ вывезла из Донбасса), оно отплывает в нейтральные воды, где перегружает уголь на другое судно. На нём уголь доплывает до Одессы, где продаётся уже втридорога, но как «африканский» уголь.

Шахта имени С.П. Ткачука в Харцызске на Донбассе
Донецкий уголь превращается... в уголь из США и ЮАРДля чего президент Украины Петр Порошенко собрался конфисковать донецкий уголь

Гражданский активист и волонтер центра «Миротворец» Екатерина Яресько также не исключает такую схему международной контрабанды.

«Судя по истории портов сухогруза «Волго-Балт 214», он занимался перегрузками в Черном море», — рассказала журналисту "057" Яресько.

Глава Министерства иностранных дел Павел Климкин заявил, что МИД проверяет эту информацию.

«Мы знаем о российских попытках смешивать уголь с оккупированных территорий и российский, и вывозить его. Мы работаем с нашими партнёрами, чтобы провести соответствующее расследование», — заявил Климкин.

Родственники погибших моряков до сих пор не знают, по какой статье заведено уголовное дело в Турции. По их словам, турецкий консул пообещал ещё 7 января «сделать все запросы и рассказать», но ответа всё ещё нет.

«Мы написали претензию в страховую компанию, собственнику судна, но собственника нет по адресу, который он указал в контракте. Сейчас все пытаются перенести вину за крушение на капитана судна, который должен был запретить выход корабля в море. Но следить за судном должен был собственник. Обычно моряки боятся что-то говорить, потому что им дадут такую характеристику, что больше их в море не возьмут», — говорит адвокат семьи погибшего моряка.

По закону, между собственником судна и страховой компанией должен быть подписан договор страхования. Он имеет двойное значение — страхуется и судно, и жизни моряков. Родственники моряков этот договор не могут увидеть до сих пор.

 

В 2017 году международная федерация профсоюзов утвердила страховой договор: $139 тысяч выплачивается вдове моряка и по $20 тысяч каждому из детей.

Адвокат уже написал письмо о несоблюдении договора Одесским профсоюзом в Лондон.

«В Одессе нам предложили только юриста, который ничего не сделал. Сейчас к нам бегают непонятные «официальные представители компании», но ни у кого нет документов, подтверждающих это. Предлагают помощь за деньги. Ничего не делая, требуют свои 10% от сделки. Они просто хотят нажиться на трагедии людей. Но мы хотим добиваться правды», — уверяет адвокат.

На Украине по факту гибели моряков открыли уголовное производство по ст. 115 ч. 1 (умышленное убийство). Заявление подала в Слободской отдел полиции (Харьков) жена Руслана, Лиана.

Сейчас Лиана будет добиваться переквалификации дела на ст. 119 (убийство по неосторожности), а после этого — требовать призвать к ответу тех, кто виновен в гибели моряков.

 

Олег Скрипник, главный редактор 057.ua
Оригинал публикации

 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала