Третий год подряд, с 2017-го, на Украине наблюдается эпидемический подъем заболеваемости корью. Если в 2016 году заболели 102 человека, в 2017-м — 4782, умерло 7 (из них четверо — дети), то за 2018 год — 54 481 заболевший, 16 умерших. Нынешний год начался гораздо жестче, чем 2018-й: за первые 5 недель — 15 095 случаев кори. Фактически речь идет о 400-500 новых заболеваний в день, это дает основания предположить, что при сохранении таких темпов до конца года заболеют более 150 тыс. украинцев. Такого количества больных не регистрировалось ни в один из эпидемических подъемов заболеваемости корью за последние 15 лет. При этом можно ли рассчитывать на то, что уровень заболеваемости не продолжит увеличиваться, неизвестно. Ситуация обостряется, данные о количестве заболевших успевают устаревать за считанные дни.
Спасайся кто как может
На 23 января исполняющая на тот момент обязанности министра здравоохранения Ульяна Супрун сообщила, что пока еще Минздрав не объявляет эпидемию — дело до этого дойдет только в конце недели, когда все необходимые документы и отчеты будут собраны и просмотрены. Мол, во внимание берется не только количество заболевших и умерших, но и другие факторы. Правда, какие — так и осталось загадкой.
Однако объявления эпидемии так и не дождались: буквально день спустя Супрун заявила, что не будет объявлять эпидемию кори на Украине. И это несмотря на то что только за январь в стране заболели более 15 тысяч человек, что в несколько раз превышает темпы предыдущего года. Самые высокие показатели заболеваемости во Львовской, Ровенской, Винницкой, Хмельницкой областях и в Киеве.
Согласно действующему законодательству, объявить эпидемию кори может только главный санитарный врач страны, вот только должность эта вакантна. Кстати, решение о проведении обязательных профилактических прививок по эпидемическим показаниям на соответствующих территориях и объектах принимает также главный государственный санитарный врач. Такое просто невозможно представить, но в европейской стране нет человека, который координирует и контролирует мероприятия по преодолению чрезвычайных ситуаций в сфере общественного здоровья. Поэтому спасайся кто как может.
Самое страшное, что штаб по предотвращению заболеваемости корью, созданный при Минздраве, последний раз заседал полтора года назад…
Обычно единственным ответом на инфекции является профилактическая вакцинация. И можно с уверенностью говорить, что необъявленная эпидемия кори стала закономерным результатом недостаточного охвата профилактическими прививками. В школах есть огромное количество детей, чьи родители отказываются от вакцинации по нескольким причинам. Кто-то боится осложнений после прививок, кто-то верит в мифы о прививках, а кто-то просто наплевательски относится к здоровью собственных детей. Но кроме непривитых детей существует и неизвестное количество взрослых, которые корью не болели и не получили вакцинацию согласно календарю, поскольку дефицит вакцин возник не вчера.
«Известно, что одной из причин роста заболеваемости корью является недостаточная иммунологическая прослойка и потеря поствакцинального иммунитета. Восприимчивость людей практически абсолютная, поэтому в случае заноса кори в места, где ее почти не было, переболевает все население. Так, во время эпидемий кори на Феррерских островах (1846 г.), островах Фиджи (1875 г.) заболели все жители. Во время Первой мировой войны во французской армии заболели корью свыше 76 тыс. человек, из которых 1470 погибли», — поясняет заведующая кафедрой инфекционных болезней национального медуниверситета им. Богомольца Ольга Голубовская.
Запоздалые решения
По мнению специалистов, таких неиммунных кори взрослых нельзя просто взять и привить вакциной, приобретенной за средства бюджета для детей, поскольку им уже больше 18 лет — и теперь их вакцинацией должны были бы озаботиться взрослые поликлиники и за средства местных бюджетов. А для этого местные власти должны выделить средства и заказать вакцину.
Другой вариант — менять нормативную базу, издавать новый приказ Минздрава, разрешающий прививать взрослых (и не всех подряд в рамках каких-то групп — военнослужащих, например, а не имеющих положенных по календарю двух прививок). Кроме этого в сложившихся условиях не лишними были бы и разрешения прививать детей с 9 месяцев, и в случае недостаточного ответа на первую прививку делать вторую, не дожидаясь 6 лет.
Минздрав принял решение о выезде так называемых бригад вакцинаторов в школы. Предполагается, что они будут делать прививки всем детям. Приказ о создании таких бригад был утвержден в конце прошлого года. Их организуют на базе поликлиник, и в состав бригад войдут фельдшеры, педиатры и реаниматологи.
Начать кампанию решили с Львовской области, где ситуация с корью сейчас наиболее сложная. Планируется сделать прививки 20 тысячам школьников. Всего в Украине есть запас вакцин КПК в 800 тысяч доз. Далее вакцинаторов хотят запустить в другие регионы. Эксперты сомневаются, что только массовая вакцинация даст должный эффект и поможет остановить эпидемию.
Минздрав сейчас практически не финансирует изучение так называемой иммунной напряженности (то есть состояния иммунитета и реальных потребностей в вакцинации). Подобные анализы на антитела (к примеру, к той же кори) позволяют узнать, нужно ли человеку делать прививку.
Если же прививать всех подряд, что, собственно, и собирается делать Минздрав, это может быть чревато серьезными последствиями для здоровья.
Но есть на Украине и примеры государственного подхода. В принципе это только часть того, что должно проводиться в очагах и что проводилось ранее, без чего эпидемию трудно будет сдержать.
Например, в Харькове силами врачей-энтузиастов провели лабораторные исследования сывороток 457 медработников 5 поликлиник города. Оказалось, что у 66 человек (14,4%) нет защитных концентраций антител против кори (38 — отрицательный результат, 28 — сомнительный).
После исследований необходимо вакцинировать неиммунных. Собственно, об этом говорится и в рекомендациях, например, CDC — вакцинировать взрослых при отсутствии у них документального подтверждения иммунитета, а не штампа о вакцинации, ибо вакцинированный и иммунный — это разные вещи, а вакцинировать иммунных не совсем, мягко говоря, правильно. Но, вместо того чтобы расходовать бюджетную КПК на взрослых, достоверно не имеющих защиты против кори, Минздрав вакцинирует взрослых из групп риска, 80% которых пожизненно защищены.
Все познается в сравнении
Ольга Голубовская рассказала, какие меры предприняли американские чиновники, получив известие о 23 заболевших корью гражданах США.
«23 несчастных больных — и уже чрезвычайная ситуация со всеми вытекающими отсюда последствиями, эпидемиологическим расследованием, работой с контактными и вниманием даже к подозрительным случаям. А у нас — ничего. Ну кроме вакцинации… Больные сами садятся в транспорт, едут в стационар, там нет мест, опять в транспорт и домой. Можно и в очереди в поликлинике посидеть, рядом с больными гриппом, менингококковой инфекцией… В день по сорок поступлений, тридцать выписок, медперсонал работает на износ… В очагах с контактными никто не работает, в общем, естественный отбор…» — написала врач-инфекционист.
Более того, система противодействия инфекционным заболеваниям на Украине была разрушена окончательно год назад путём ликвидации СЭС. Поэтому сейчас проводить мероприятия в очаге просто некому. Хотя в 90-е во время вспышки дифтерии и позже они всегда проводились.