«Я — человек свободный, не хочу быть вассальнозависимым от греков. Это не автокефалия. Их устав говорит о том, что у нас на Украине образовалась греческая церковь. В Константинополе же нет приходов, там нет церкви, там есть только епископы. А на Украине «отвалилась» большая территория, где можно будет развернуть свою деятельность», — сказал митрополит Софроний.
Архиерей подчеркнул, что устав новой «церкви» свидетельствует о её полной зависимости от Фанара. По его мнению, спрашивать у греков, что ему делать на Украине, неприемлемо.
Он также считает, что невозможность самим рукополагать епископов говорит о «вассальном захвате», который был осуществлён Константинопольским патриархатом по отношению к создаваемой «поместной» украинской церкви.
По мнению священнослужителя, каноническая Украинская православная церковь является подлинно самостоятельной, нежели организация раскольников.
В заключении Софроний назвал томос ещё одной господней карой украинской власти и народу страны за отсутствие покаяния. По мнению епископа, сначала был Чернобыль, потом Крым, затем война в Донбассе, и теперь ради спасения Украины Бог послал на неё испытание автокефалией.
Ранее митрополита причисляли к кругу вероятных участников «объединительного собора» в Киеве 15 декабря от Московского патриархата, который официально отказался участвовать в этом мероприятии и признавать его решения. Однако незадолго до «собора» в СМИ появилась информация, что иерарх недоволен проектом устава, усматривая в нём признаки будущей полной зависимости от Константинополя.
В итоге в так называемом объединительном соборе участвовали лишь два митрополита УПЦ — Симеон Шостацкий и Александр Драбинко, ныне изгнанные из канонической церкви и запрещённые к служению. Сам митрополит Софроний на собрании не присутствовал, сославшись на болезнь.