«Завтра к ним придет уполномоченная по правам человека города Москва и посмотрит, как соблюдаются права человека», — сообщила она, добавив, что данную информацию получила от своей российской коллеги Татьяны Москальковой.
В частности Денисова отметила, что, со слов Москальковой, украинским военнослужащим оказывается медицинская помощь, «они ходят, их кормят».
Она также рассказала, что украинские граждане, находящиеся в следственном изоляторе «Лефортово», будут размещены в двухместных камерах размером 8 кв. метров, а их соседями по камере будут «люди, впервые попавшие в тюрьму».
Украинский омбудсмен подчеркнула, что во время ее телефонного разговора с Москальковой последняя не согласилась с использованием слова «военнопленный» по отношению к украинским морякам, задержанным РФ на законных основаниях.
Напомним, 25 ноября корабли ВМС Украины «Бердянск», «Никополь» и «Яны Капу» в нарушение статей 19 и 21 Конвенции ООН по морскому праву пересекли госграницу России. Суда вошли во временно закрытую российскую акваторию и несколько часов совершали опасные маневры, не реагируя на требования сопровождавших их российских катеров и кораблей, в результате чего последними было принято решение применить оружие.
Все три корабля задержали примерно в 20 километрах от российского побережья и в 50 километрах к юго-западу от обычного места прохода судов по Керченскому проливу под Крымским мостом. Моряков арестовали.
«В отношении меня и моих коллег никакого давления я не ощущаю, и никаких попыток даже не было. Мы выполняем свою работу согласно законодательству», — подчеркнул юрист.
По его словам, он не считает предъявленные своему подзащитному обвинения обоснованными и будет настаивать на присвоении ему статуса военнопленного, согласно которому на него будут распространяться нормы Женевской конвенции.
«То, что там судебный процесс прошел по избранию меры пресечения, я считаю, что это вообще не соответствует ни нормам национального права, ни международных соглашений. Потому что мой подзащитный должен иметь статус военнопленного… Естественно, мы будем обжаловать данное постановление суда — считаем его незаконным», — отметил Азаматов.
При этом главный редактор одесского издания «Таймер» Юрий Ткачев заявил, что, даже если Украина и имеет право на признание арестованных моряков военнопленными, своим лицемерием и двойными стандартами она отняла у себя возможность осуждать Россию.
«И по букве, и по духу Конвенции, некоторые основания у неё на это есть… Но с другой стороны и Украина, выкатывающая такие требования, категорически отказывается признавать военнопленными, скажем, захваченных на Донбассе военнослужащих ДНР и ЛНР: их судят как террористов. И даже пресловутых российских ГРУшников (Александра. — Ред.) Александрова и (Евгения. — Ред.) Ерофеева военнопленными не признавали, а судили в общем порядке. На этом фоне требования Украины признать моряков военнопленными выглядят не более чем лицемерием. Так что — да, возможно, об этом можно было бы говорить и осуждать действия России. Если бы сама Украина не выбила из рук сторонников этой позиции все мыслимые аргументы», — подчеркнул он.
В свою очередь, по мнению политолога Ростислава Ищенко, которым он поделился в интервью с изданием Украина.ру, Россия заинтересована в обмене украинских моряков на политзаключенных и военных катеров — на захваченные Киевом торговые суда. Он отметил, что в украинских СИЗО без суда томятся множество людей явно по политическим мотивам. Кроме того, добавил Ищенко, Украина арестовала около 15 торговых кораблей РФ, не говоря уже про рыболовецкое судно «Норд» и танкер «Механик Погодин».
«Можно произвести обмен. Другое дело, что Киев может не сразу пойти на это, чтобы потом рассказывать, как моряки томятся в российских тюрьмах», — отметил эксперт.