Военное положение или провокация?
«Такие случаи участились», — лаконично прокомментировал тему официальный представитель Государственного пограничного комитета Белоруссии Антон Бычковский. По его словам авиарейсы из Киева в Минск с утра понедельника вернули более 40 граждан России, которых не пропустила погранслужба Украины.
В понедельник вечером украинская сторона отказала в праве на въезд на страну 30 россиянам, прилетевшим в аэропорт «Киев» (бывший «Жуляны») рейсами «Белавиа». Авиакомпания была вынуждена отправить пассажиров назад в Минск первым же рейсом. Во вторник их число возросло до полусотни.
«Начиная со вчерашнего дня почти пятьдесят человек вернули в Минск. Это коснулось четырех рейсов «Белавиа»: трех вчера и еще одного сегодня. Самая многочисленная группа возвращенных была сегодня. Если вчера вернулось 12 человек, то сегодня 35», — сообщил Антон Бычковский.
По его словам ни к кому из депортированных граждан России у белорусских пограничников при отправлении из Минска вопросов не было. По информации Бычковского украинские коллеги не объясняли пассажирам причины запрета путешествий по Украин6.
Рейс B2829
Если сопоставить этот инцидент с парламентским процессом принятия указа о введении военного положения, можно предположить, что руководство погранслужбы в аэропорту получило негласное указание задержать россиян, а после принятия документа в Раде — выслать.
«Не пустили почти всех россиян, кроме пары пожилых людей. Пограничники сказали, что у всех граждан России, что летели этим рейсом, недостаточное обоснование визита на Украину, хотя у некоторых были официальные приглашения. Связывать депортацию с введением военного положения пограничники отказались», — рассказала Дарья Мерненко, питерская студентка, которая летела в Киев, чтобы посетить конференцию Европейской молодежи Украины.
Впустить нельзя депортировать
Международный аэропорт «Борисполь» выпустил в своем Facebook специальное сообщение по этому поводу, в котором делает попытку успокоить пассажиров.
«В связи с решением парламента о введении особого правового режима, принципиальных изменений в работе аэропорта не предвидится. Мы просим пассажиров и гостей «Борисполя» сохранять спокойствие, избегать паники и заблаговременно прибывать в аэропорт для регистрации на рейсы. С 2014 года мы работаем в условиях повышенного «желтого» уровня мер безопасности. Усиленный контроль по авиабезопасности уже давно является обычным явлением для деятельности нашего аэропорта и для обслуживания пассажиров» — говорится в сообщении.
А вот аэропорт «Киев», в котором и была зафиксирована «вспышка» депортаций граждан России, от комментариев отказался. Единственная информация, которую руководство предоставило СМИ кратка, но однозначна.
«Все рейсы Международного аэропорта «Киев» выполняются по расписанию», — сообщили во втором международном киевском аэропорту.
С этим тезисом спорить сложно. Действительно, нарушений в расписании рейсов нет.
Аномальный аэропорт или точка СБУ?
«Второй» международный аэропорт столицы Украины на самом деле первый. Его открыли почти сто лет назад, в 1924 году. Лишь после возведения в 60-е годы ХХ века главных воздушных ворот Украины, аэропорта «Борисполь», он стал называться «Жуляны», по названию села, расположенного прямо через забор от взлетно-посадочной полосы. После реконструкции к ЕВРО-2012 его переименовали в «Киев», а в 2018-м присвоили имя русского авиаконструктора Игоря Сикорского.
Несмотря на то, что «Борисполь» оттеснил «Жуляны» на второй план, его положение было выгоднее, поскольку этот аэропорт находится в самом Киеве, всего в 20 минутах езды от центра города. Поэтому после распада СССР он стал излюбленным местом для «новых русских» и «новых украинских». Здесь парковались частная воздушная флотилия.
Именно отсюда, в случае опасности, покидают страну олигархи или их попавшие в переделку родственники. Именно здесь задержали экипаж российского судна «Норд», ставшего мишенью для провокации в том же Азовском море 4 мая 2018 года.
Эта особая роль не могла быть не замеченной СБУ и МВД. Один из украинских политэмигрантов, журналист и публицист Максим Равреба, вынужденный бежать в апреле 2015 года с ребенком, свидетельствовал, что в аэропорту «Киев» его пытались не выпустить в Москву и даже конфисковали часть багажа. Попросту — украли его личные вещи. Диспетчеры именно этого аэропорта по приказу СБУ развернули самолет авиакомпании «Белавиа» с политэмигрантом из Украины Арменом Мартиросяном в 2016 году, угрожая истребителями и силами ПВО. Так что Жуляны не простое место. Здесь выполняют тайные приказы СБУ и МВД.
Был ли тайный приказ сейчас?
Однако именно в Жулянах, случайно или нет, начиная с 2014 года происходят ситуации, о которых пишут именно в контексте «борьбы с Русским миром». Последняя случилась в нынешнем году, когда из Минска прилетел гражданин России, но его депортировали из-за Георгиевской ленточки, привязанной к его чемодану, и которую патриотичный пассажир отказался снять. Инцидент широко освещался в украинских СМИ, как пример «бдительности» пограничников.
В мае 2018 Александра Киевского из Санкт Петербурга не пустили на Украину, куда он прилетел к умирающему отцу. Без объяснения причин. По его словам, с ним обращались, как с преступником. А в марте депортировали группу граждан России по обвинению в «незаконном» посещении Крыма. Вполне очевидно, что провокации в отношении граждан России характерны именно для аэропорта «Киев» и именно потому, что СБУ и МВД почему-то облюбовали его для своих негласных провокаций, которые используются в основном для самопиара ведомств.
Впрочем, без ведома Администрации президента Украины подобная самодеятельность вряд ли была бы возможна. Сайт Украина.ру будет следить за развитием событий — случайность ли это, ведомственный беспредел или новая провокация киевского режима.