«Про внесення змін до деяких законодавчих актів України щодо консолідації функцій із державного регулювання ринків фінансових послуг».
Этот плод законотворчества из серии «хотели как лучше, получается как всегда». Вряд ли президент, ещё в 2015 году инициируя этот законопроект, намеревался обеспечить НБУ новыми коррупционными возможностями и «зачистить» рынок финуслуг, в который кроме банков входят и страховые компании, и кредитные союзы, и ломбарды, и обменники. Понятно, что на закате президентства Порошенко состояние украинской экономики таково, что «вкусных» тем, где водятся деньги, становится всё меньше. И одной из них является рынок финуслуг, который этим законопроектом хотят положить под НБУ.
Законопроект фактически передает функции государственного регулирования и надзора за небанковскими финансовыми учреждениями от Нацкомфинуслуг, деятельность которого урегулирована законом, одному из комитетов НБУ.
По сути он выводит государственное регулирование рынка финансовых услуг из-под действия законов, которые сейчас устанавливают требования к процедурам лицензирования, регулирования, проведения проверок, предоставления административных услуг в Украине. При этом наделяет НБУ полномочиями определять вопросы регулирования и надзора своими нормативно-правовыми актами.
Вывод небанковских финансовых учреждений из-под действия законов делает их беззащитными перед произволом регулятора. Переводя на простой человеческий язык, НБУ получает «право казнить и миловать» по своему усмотрению. Именно это и создаёт необъятные коррупционные возможности. Что позволит делать НБУ этот законопроект:
— легализует осуществление лицензирования и проверок по усмотрению НБУ, не устанавливая никаких процедур или ограничений. Решения будут приниматься по усмотрению чиновника, которого закон ни в чем не ограничивает;
— вместо исчерпывающего перечня оснований для внеплановых проверок устанавливается открытый перечень;
— из закона исключены максимальные сроки проведения проверок, отменена определённая законом процедура их проведения, предоставляется возможность затягивать проведение проверок на неопределенное время;
— даются неограниченные полномочия по доступу к информации небанковских финансовых учреждений.
И это далеко не полный перечень «вкусняшек» законопроекта 2413а. Понятно, что к европейским практикам и нормам они имеют такое же отношение, как морская свинка к морю. Впрочем, когда надо по-быстрому «накосить бабла перед рывком», тут не до соблюдения даже элементарных приличий.