А в нем четко расписан принцип стабильности: любые налоговые новации должны приниматься за полгода до начала нового бюджетного года. То есть до 1 июля эти новации уже должны были быть утверждены Радой, а не фактически под елочку.
От налоговых изменений, которые поданы в пакете с проектом бюджета-2019, правительство ожидает дополнительные доходы в 6,3 млрд гривен.
Это мизер: если сравнить с доходами бюджета это всего-навсего полпроцента. О значимости наполнения доходной части бюджета говорить не приходится.
Предлагаемые изменения приведут к возникновению новых схем ухода от налогов, нарушению принципа конкурентности на определенных рынках и ухудшению жизни украинских граждан (с точки зрения повышения налогов на почтовые услуги и уплаты НДС за посылки, стоимость которых превышает 100 евро).
Почтовые операторы станут налоговыми агентами, кроме «Укрпочты», для которой сделано исключение. Это укладывается в планы «Укрпочты», которая с недавних пор добивается монополии в определенных сегментах рынка почтовых услуг.
По поводу схем
В Украине в следующем году, если эти изменения будут приняты, на бумаге резко увеличится производство парфюмерных изделий. Потому что отменяется фактически акциз на спирт для парфюмерии. Такое уже было. Спирт уходил, естественно, не парфюмерам, а на водочные заводы. Нулевой акциз для парфюмерии дурно пахнет.
Подытоживая
Есть анекдот о человеке, который на базаре продавал петуха за миллион. У него спросили: «Почему так дорого?» «Потому что деньги нужны», — ответил продавец.
Приблизительно так я оцениваю повышение налоговых ставок и акцизов правительством — без всякого финансово-экономического анализа и обоснования.
Более подробно в моем выступлении на пресс-конференции «Голос» 12 ноября.