Об этом заявил на лекции в Культурном центре ЗИЛ во вторник 31 октября священник РПЦ Олег Желтов.
По его словам, «повлиять на ситуацию (с автокефалией. — Ред.) могло бы ясно выраженное согласие большинства православных церквей с той или иной позицией», но пока этого нет.
«Большинство православных церквей или делают вид, что их это не касается, или высказались в нашу пользу или в пользу Константинополя, но довольно мягко, и какого-то единого фронта пока ни с той, ни с другой стороны не наблюдается», — отметил священнослужитель. Он добавил, что «если бы был консенсус со стороны украинских православных (…) то автокефалия давно бы уже была».
Напомним, каноническая Украинская православная церковь (УПЦ) об автокефалии не только не просила, но и никого на такие просьбы не уполномочивала. Обращение президента Петра Порошенко к Константинопольскому патриарху Варфоломею в УПЦ назвали вмешательством в церковные дела.
По словам священника, УПЦ и без того вполне автономна, и эта автономия «шире, чем автокефалия, скажем, Элладской церкви».
«Речь идет только о словах. Она называется Украинская православная церковь Московского патриархата — и всё. Она получает из Москвы святое миро, и то недавно шли разговоры о том, чтобы она (УПЦ. — Ред.) и миро варила у себя. Всё остальное — самостоятельно», — сказал отец Олег Желтов, пояснив: УПЦ самостоятельно избирает митрополита, рукополагает епископов, проводит синоды, и одобрения их решений со стороны Москвы не требуется, нет даже никакого соответствующего механизма.
«Финансовая самостоятельность тоже полная. Украинская церковь не перечисляет в Москву никаких средств ещё со времён Филарета (нынешний глава «Киевского патриархата» ранее возглавлял УПЦ. — Ред.)», — рассказал священнослужитель.
Однако, по его словам, помимо проблемы автокефалии, есть и другая, не менее важная. Но на нее мало обратили внимания.
«Константинопольская патриархия демонстративно признала (главу Киевского патриархата. — Ред.) Филарета с Макарием (главой УАПЦ. — Ред.). Вот это на самом деле проблема, может быть, даже большая. Потому что Филарет был осужден и лишен сана, и даже анафематствован ни много, ни мало, Собором епископов Русской церкви. Константинопольский патриарх тем самым показывает, что он считает себя или свой Синод, то есть небольшую группу лиц, более высокой инстанцией, чем целый Собор…», — отметил отец Олег Желтов.
Он подчеркнул, что решения относительно Филарета были не просто приняты на Соборе, но и утверждены всеми православными церквями, в том числе и Константинополем.
«Получается, что они ставят себя вообще выше всего православного мира. Согласованное решение всех они вменили ни во что маленькой группой лиц. Вот это является самой настоящей узурпацией власти. И почему остальные православные не возмущаются по этому поводу, для меня лично загадка. Потому что если так пойдет дело, то любые решения Константинопольский патриарх теоретически может пересматривать и никто ему, получается, не указ», — сказал священник.
Относительно «реабилитированного» Константинополем Макария он отметил, что в этом случае вопрос не столько в правовой сфере, сколько в мистически-сакральной: «Макарий является митрополитом, получившим свой сан от самосвятов».
«Вот это признание Филарета и признание Макария на данный момент является даже большей проблемой (чем проблема автокефалии. — Ред.)», — сказал в заключение священник.
Напомним, 17 апреля 2018 года президент Пётр Порошенко заявил о своем намерении обратиться к Константинопольскому патриарху с призывом издать томос о единой поместной православной церкви на Украине. 19 апреля народные депутаты поддержали обращение президента. При этом политики нарушили закон, так как в 35-й статье Конституции Украины говорится, что церковь и религиозные организации страны отделены от государства и никакая религия не может быть признана государством как обязательная.
11 октября Константинопольский патриархат снял анафему с главы непризнанного «Киевского патриархата» Филарета (Денисенко) и принял в служение предстоятеля Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ) Макария (Малетича), тем самым легализовав раскольников и фактически начав процесс предоставления автокефалии Украине. Подобные действия вынудили Русскую православную церковь (РПЦ) разорвать отношения с Константинополем по всей канонической территории церкви, включая Украину и Белоруссию. Аналогичную позицию заняла Русская православная церковь заграницей (РПЦЗ), являющаяся самоуправляемой церковью в составе Московского патриархата.
Отметим, что Верховный суд Украины рассмотрит три иска с требованием отменить постановление Верховной Рады о поддержке обращения президента Украины к Константинопольскому патриарху Варфоломею о предоставлении томоса об автокефалии «украинской церкви».