Бедность не порок, а средство для латания дыр в бюджете Украины - 13.07.2022 Украина.ру
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Бедность не порок, а средство для латания дыр в бюджете Украины

© Фото : пресс-служба НБУгривна монеты
гривна монеты
Читать в
ДзенTelegram
На днях Счетная палата Украины на специальном заседании отчиталась в недовыполнении плана госбюджета по результатам трех кварталов текущего года, ссылаясь на оперативную информацию Государственной казначейской службы. Невыполнение бюджета нарастает с катастрофической скоростью

Результаты отчета вызвали, мягко говоря, тревогу правительственных экономистов, поскольку невыполнение бюджета нарастает с каждым кварталом, а это ставит под вопрос финансирование расходных статей бюджета и грозит недовольством западных кредиторов.

По итогам трех кварталов план поступлений только в общий фонд недовыполнен на 93,6 млрд грн. «По данным оперативной информации Государственной казначейской службы, поступления общего фонда госбюджета меньше плана на отчетный период на 93,6 млрд грн, или 11,1%», — заявил председатель Счетной палаты Украины Валерий Пацкан.

В первом квартале недовыполнение плана составляло 66 млрд грн, на конец второго квартала — 74 млрд грн, а к концу сентября — 93,6 млрд грн. Соответственно, к концу года дефицит только общего фонда составит более 100 млрд. При этом закон о госбюджете допускает предельный объем дефицита Госбюджета 80,6 млрд грн, в том числе дефицит общего фонда — 60,5 млрд грн. Иными словами, дефицит общего фонда практически в два раза превысит заложенные показатели.

Почему госбюджет недополучает средства

Следует отметить, что с 2014 года все проекты бюджета изначально рисовались с ожиданием крайне завышенных поступлений. Цифры зачастую «брали с потолка» специально для МВФ, который не дает кредиты, если проект бюджета предполагает большую «дыру», а как раз внешние кредиты (в том числе и МВФ) являются одной из основных статей планируемых доходов. Иными словами, «сочинение» бюджета становится банальным очковтирательством.

Естественно, в МВФ и прочих международных финансовых организациях сидят люди не глупые, и они прекрасно видят, что Киев их регулярно пытается обмануть, чтобы выманить больше кредитов — все равно их возвращать не Порошенко и не Гройсману.

независимый экономический эксперт Виктор Скаршевский
Скаршевский: У Украины - бюджет бедной аграрной страныЭкономист Виктор Скаршевский - о государственной финансовой гастрономии

Именно такие завышенные ожидания новых кредитов и стали крупнейшей причиной недостаточных поступлений в текущем году. Председатель Счетной палаты Валерий Процкан, в частности, заявил на заседании, что по итогам трех кварталов план по заимствованиям не выполнен на треть (на 33%). В проект бюджета на 2018 год были заложены ожидания привлечь 230 млрд грн, а по факту получено только 135, преимущественно от размещения облигаций внутреннего займа. Кроме того, бюджет на 2018 год предполагал поступление 56 млрд грн кредитных траншей и внешней финансовой помощи, а поступило только 19,4 млрд. Валерий Пацкан заявил по этому поводу, что, планируя бюджет на 2019 год, нужно в него закладывать реалистичные цифры, чтобы не возникало затем таких «дыр». Но если не привирать в планируемых доходах, то дебет с кредитом не сойдется и тогда МВФ не даст денег, а их поступление как раз и является одной из крупных статей планируемых доходов, необходимых для выплат по прошлым кредитам. Получается замкнутый круг.

Следующей причиной растущего дефицита госбюджета стало невыполнение плана по сбору налогов — их собрали на 17,2 млрд грн меньше, чем планировали. В данном случае снижение поступлений происходит из-за снижения импорта газа, что является прямым следствием деиндустриализации и повышения цен на газ по требованию все того же МВФ. Кроме того, существенную роль сыграло снижение производства: нет завода — нет налоговых поступлений. Можно также напомнить, что, по данным недавнего расследования немецких журналистов из Süddeutsche Zeitung, бюджет Украины ежегодно теряет около 4 млрд евро из-за коррупционных схем на таможне, в которые вовлечены практически все силовые структуры. При импорте дорогих товаров их декларируют как дешевые картонные коробки.

И третья причина роста бюджетного дефицита в 2018 году — неполучение средств от запланированной приватизации госимущества. По этой статье вот уже который год подряд наблюдается полнейший провал. Из 10,7 млрд грн, которые Киев был намерен получить от приватизации в 2018 году, по факту получено лишь 77 млн грн, то есть всего 0,7% от плановых поступлений.

Запуск Макеевского литейного завода в Донецке
Не спешите нас хоронить: Экономика Донбасса вернет былую мощьНедавно появилась информация, что скоро в республике откроет филиал некий российский банк. Журналисты пытались узнать название кредитного учреждения, гадали на гуще, называли даже конкретные «Генбанк» или Российский национальный коммерческий банк (РНКБ) из Крыма. Точных сведений пока нет, но сама по себе новость обнадеживающая

Аналогичная ситуация наблюдалась и в прошлые годы. Как сообщал Кабмин Украины в декабре 2017-го, из-за отсутствия спроса в 2017 году на объекты государственной собственности план поступлений в госбюджет Украины за счет приватизации недовыполнен на 13,725 млрд грн. В 2016 году от приватизации было получено лишь 58,76 млн грн вместо запланированных 17,1 млрд. И самое смешное, что в проект государственного бюджета на 2019 год, поданный недавно Кабмином в Верховную Раду, заложена та же цифра поступлений приватизации — 17,1 млрд гривен. В Кабмине Украины явно сидит некое «юное экономическое дарование», которое из года в год упорно «рисует» специально для МВФ в десятки раз завышенные цифры запланированных доходов.

Мошенничество на приватизации

На отсутствии средств от приватизации госсобственности стоит остановиться подробнее.

Очевидно, что никто не рвется пока вкладывать крупные средства и покупать выставленные на продажу объекты. В первую очередь это происходит потому, что Украина — крайне нестабильная страна, где у любого инвестора банды «патриотов» легко могут отжать любую собственность. Во-вторых, напомним, что сами запланированные поступления изначально были завышены специально для МВФ, а на продажу были выставлены убыточные и полуразрушенные объекты или предприятия, на которых висят крупные долги. Это как если бы вы, чтобы доказать свою платежеспособность и получить новый кредит в банке, заявили, что планируете продать свой старый разваливающийся советский и отнюдь не эксклюзивный диван за двести тысяч долларов, а затем внесли бы эту сумму в свои планируемые доходы. На Украине остались, конечно, прибыльные государственные предприятия, но их-то как раз украинские олигархи приберегают для себя, максимально снижая цену и продавая своим людям.

В итоге получается такой парадокс: у убыточного и полуразрушенного предприятия, выставленного на открытые торги, цена в несколько раз завышена, а прибыльные предприятия продаются в закрытом режиме «по цене металлолома».

Стоит отметить, что и в предыдущие годы дефицит госбюджета постоянно возрастал, несмотря на заявленный рост доходов, который происходил преимущественно благодаря повышению цен, девальвации гривны и повышению ставок налогов. В 2017 году госбюджет Украины был сведен с дефицитом в 47,85 млрд грн, что в 1,5 раза хуже показателя за предыдущий, 2016 год. По поводу же роста дефицита бюджета в текущем году бывший министр финансов Украины и американский банкир Наталья Яресько уже заявляла, что Киеву придется объясниться перед МВФ или устранить дефицит ради получения новых кредитов. «Дефицит бюджета выходит за пределы программы. Это нужно или объяснить, или устранить», — заявила Яресько.

Бедные заплатят

Очевидно, что устранять его будут за счет малоимущих слоев населения. Потому что в результате невыполнения планов по поступлению в бюджет правительству придется где-то урезать расходы.

Можно, конечно, урезать расходы на содержание чиновников и правительства, но было бы смешно надеяться, что они сами пойдут против своих кровных интересов.

Можно было бы сокращать военные расходы или, по крайней мере, не повышать их в следующем году, но это значит, что придется отказаться от эскалации конфликта в Донбассе и возможности наживаться на войне.

Можно было бы заморозить выплаты по внешним обязательствам, но это предполагает дефолт и конфликт с западными «хозяевами» — на это могло бы пойти только относительно независимое правительство.

Биатлон. V этап Кубка мира. Мужчины. Эстафета
Прозябание vs процветание. Как и почему на Украине растут симпатии к РоссииВ то время как Петр Порошенко проводит последовательную кампанию отрыва Украины от России в церковном, военном, экономическом и культурном аспектах, соцопросы показывают, что симпатии украинцев к РФ, наоборот, растут и отношение достигло оптимума с 2014 года

Нынешней власти остается только урезать социальные расходы, то есть закрывать «дыры» в бюджете за счет самых малоимущих граждан.

Об этом, собственно, и говорил на прошлой неделе глава Счетной палаты, предупредив, что объем социально-экономических расходов в следующем году будет уменьшаться, так как более 40% всех бюджетных расходов в 2019 придется направить на выплату внешних долгов.

«Таким образом, уменьшаются возможности для повышения пенсий, зарплат, социальных выплат, а также развития инфраструктуры», — предупредил Валерий Пацкан.

Помимо этого, по его словам, в проекте бюджета на следующий год планируется на 21% сократить количество семей, получающих субсидии на оплату услуг ЖКХ. Таким образом, пенсионерка из Полтавы в прямом смысле будет замерзать зимой, чтобы отдать с процентами долги МВФ и дать возможность Вооруженным силам Украины выстрелить лишнюю пару снарядов по многострадальной Горловке.

 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала