Как отметил депутат Верховной Рады Евгений Мураев, эти законы толкают общество к войне со всеми государствами, граничащими с Украиной.
Сопредседатель фракции Оппозиционного блока Юрий Бойко в свою очередь отмечал, что внесение в Раду многочисленных языковых законов — не более чем попытка власти отвлечь внимание избирателей от их насущных проблем.
«На прошлой неделе это были политические декларации о НАТО, об изменении воинского приветствия, на этой неделе предлагается принять закон о языке, который является ключевым элементом предвыборного лозунга президента. Если кто-то в этом зале думает, что эти вопросы беспокоят людей, то он ошибается. Мало того, что этот законопроект противоречит Европейской хартии региональных языков, которая ратифицирована Украиной, он еще и продолжает раскалывать общество», — сказал Юрий Бойко.
Издание Украина.ру обратилось за разъяснениями к эксперту Киевского центра политических исследований и конфликтологии Алексею Попову, который отметил, что содержание всех четырёх законопроектов вызывает у него удручающее впечатление.
«Меня крайне удручает содержание этих законов. Разве общество, в конце концов, получит то, за что стоял Майдан? Изменить языковую ситуацию в стране куда легче, чем добиться европейского уровня жизни», — констатировал политолог.
Он также предположил, что принятие подобного закона — только первый шаг к дальнейшему «закручиванию гаек». Ведь украинизации телевидения и печатной прессы уже недостаточно для тотального контроля над умами сограждан.
«Информация сейчас всё больше уходит в интернет. Поэтому логика развития этих законов требует украинизации интернета, создания там чего-то типа «великого китайского файрфвола» и вообще борьбу с альтернативными источниками информации на другом языке. До этого пока не доходит только потому, что люди, сочиняющие законы на Украине, пока ещё мыслят старыми категориями», — подчеркнул эксперт.
«Ещё один важный момент этих законов - насколько я помню, в них говорится о том, на каком языке должен общаться с потребителями представитель сферы обслуживания или медик. Такая практика принята в ряде стран или регионов, где существует двуязычие — например, в той же Каталонии. Но для достижения этого уровня требуется переходный период, который не предусмотрен на Украине. Поэтому в украинских реалиях это приведет к безработице, вытеснению русскоязычных из сферы обслуживания», — заключил Попов.
Как сообщало ранее издание Украина.ру, все зарегистрированные в Раде языковые законопроекты закрепляют монополию украинского языка в государственном и общественном секторе. В то же время так называемый закон Колесниченко-Кивалова, действовавший в стране до победы Майдана, гарантировал языковые права национальных меньшинств. В частности, позволял предоставить статус регионального тому языку, на котором общаются свыше 10% жителей региона. Благодаря этому русский язык стал региональным в ряде украинских областей.