В материале автор рассказывает о моде на отрубной хлеб, приводит аргументы в пользу его потребления, а также особенности производства продукта на селе.
«В ржаном хлебе присутствуют полезные микроэлементы и аминокислоты, которые являются важным профилактическим элементом нашего организма. Вот почему сегодня повышенным спросом пользуется отрубной хлеб, он самый дорогой. <…> А то, что отруби — зерновые отходы, вам подтвердит каждый крестьянин. <…> Когда была возможность, мололи зерно пшеницы на высокие сорта муки. При этом отдельно получали отруби, которые специально хранились для подкормки свиней и коров. А сейчас они в рационе питания человека», — удивляется автор.
В наши дни, по его мнению, потребители считают высшим наслаждением употребление именно черного, тяжелого, ржаного хлеба.
Откуда взялся дефицит?
«Чем можно объяснить то, что 500-грамовая буханочка черного хлеба уже стоит без нескольких копеек 20 гривен? Оснований и оправданий для этого нет никаких. Все это произошло потому, что правительственные органы страны самоустранись от контроля над производством хлеба», — негодует автор.
Производители свою ценовую политику объясняют тем, что в последние годы значительно выросла цена на ржаную муку, добавляет он. Автор объясняет рост цен на рожь сокращением фермерами посевных площадей под культуру. При этом он отмечает, что резко повысились цены и на сорта темного хлеба, изготовленного из пшеничной муки, в том числе из бросовой мукомольной продукции — отрубей.
Фермеры правят бал в зерновом балансе
В то время, когда на Украине началось массовое разорение колхозов, а землю делили между жителями села, была ликвидирована и система планирования в сельском хозяйстве. Теперь все участки находится у фермеров, которые берут ее в аренду, объясняет Солдатский. Фермер-арендатор является временным хозяином земли, его интересует только максимальная выгода в ближайшей перспективе. Именно из-за этого земельная площадь засевается теми культурами, которые сегодня дают высокую отдачу с гектара посева.
Сельхозпроизводители изучают и мировой рынок, утверждает автор материала, чтобы знать наиболее востребованные позиции. Их приоритеты сегодня: озимая пшеница, рапс, подсолнечник, кукуруза, соя и ячмень. Рожь же в обойму экспортируемых культур не вписывается потому, что с гектара посева можно собрать 21 — 25 центнеров, тогда как озимой пшеницы можно получить 50-65 и более. Фермер в такой конъюнктуре отдает предпочтение культурам, которые с единицы площади дают дохода в три и более раз больше, чем рожь.
«Фермеру важен барыш, а что будет позже — поживем, посмотрим», — негодует журналист.
Власти ведут пагубную политику закупок необходимых продуктов за рубежом
Автор вменяет в обязанности правительству заботу о и напоминает, что оно обязано создать такую систему управления и использования земельных наделов, чтобы в полной мере удовлетворить потребность населения в продуктах питания. В противном случае страна скоро будет в полной зависимости от импорта, а временные землепользователи будут процветать за счет экспорта.
«Именно самоустранение власти от контроля за использованием земли и привело к тому, что в Украине зерно ржи стало дефицитным товаром. А как не быть дефициту, если с обретением Украиной независимости в стране посевные площади под этой культурой сократились более чем в три раза <…> в 2005 году в стране произвели 1 млн 391 тонну ржаного зерна, а в 2017 году всего имели 391 тыс. тонн?! <…> до нашей независимости посевные площади под посевами ржи превышали миллион гектар, а сейчас сократились до 143,6 тысяч гектаров», — возмущается Солдасткий.
Украина с каждым годом наращивает импорт ржаного зерна и муки
В настоящее время самым крупным производителем ржи в Европе является Белоруссия. Это обусловлено климатическими условиями и почвенными особенностями, отмечает автор. Украина вынуждена в массовом порядке импортировать рожь из соседней Белоруссии. Там же воспользовались моментом и подняли цены.
«Такова истинная картина, которая обрисовалась в Украине на хлебном рынке. Отсутствие государственного контроля за рациональным использованием земли и привело к такому положению на хлебном рынке. То есть, за государственное разгильдяйство расплачиваемся мы своими кошельками», — с грустью резюмирует автор.