Очевидно разговорчивость Волкера — не случайна. Начался процесс ревизии минских соглашений и многие в мире понимают, что именно Украина — виновница их невыполнения.
Вообще, Курт Волкер — довольно странный персонаж на политическом небосклоне. Будучи спецпредставителем Госдепа по вопросам Украины, он должен был бы демонстрировать некоторую равноудаленность от сторон. Быть, так сказать, «волкером в бычьей шкуре» (бык не столь дружелюбен, как овца, но ему и работать надо поболее…). Он, однако, занимает совсем иную позицию, которая многих удивляет — все же сейчас он представляет не институт Маккейна, где в прошлом работал, а администрацию Трампа, которая стремится, во всяком случае по словам президента США, к налаживанию отношений с Россией.
И в этой связи весьма интересными были высказывания Волкера по поводу мирного урегулирования на Украине, сделанные им во время встречи Ялтинской европейской стратегии в Киеве 15 сентября.
Фактор закона о специальном статусе
«Украина сделала свою часть по Минским соглашениям. Она подготовила и закон о местных выборах, и об амнистии и др. Проблема в том, что это невозможно реализовать на оккупированных территориях. Поэтому нам нужно добиваться их деоккупации. И очень важно, чтобы Украина также продлила закон о специальном статусе, чтобы не дать России возможность воспользоваться этими упреками в адрес Украины». Он отметил, что Россия будет использовать любую возможность, чтобы специальный статус не был продлен и подчеркнул важность сохранения санкций против РФ со стороны ЕС, что будет затруднительно, если ЕС «будет думать и тем более видеть, что Украина не движется вперед».
Итак, разберем данный фрагмент.
Украина действительно подготовила закон о местных выборах, использованный в 2015 году. Однако, в минских соглашениях ничего о таком законе не сказано, там сказано только то, что выборы должны быть проведены по украинскому закону. Так закон о местных выборах на Украине и раньше был, правда, как понятно из Соглашений, такого закона для территорий ДНР и ЛНР, или как их называют на украине, «для непризнанных республик», «сепаратистских республик» не существует. То есть он разработан, но не принят. Так в чем тут достижение?
Украина действительно подготовила закон об амнистии, но он не был согласован с представителями ОРДЛО (так в минских соглашениях названы территории народных республик), т.е., никакого специального смысла в том, чтобы ссылаться на этот проект нет. То закон, который подписал Порошенко касался исключительно украинской стороны — в нем нет ни слова об амнистии или условиях амнистии для второй стороны конфликта — то есть военизированных формирований ДНР и ЛНР.
Более того, в соответствии с принятым законом о деоккупции, никакой амнистии для них вообще не будет. Правда, Волкер почему-то считает, что этот закон минским соглашениям не противоречит. Хотя, на самом деле, не только противоречит, но фактически отменяет. Без амнистии с двух сторон конфликта невозможно дальнейшее примирение сторон.
Другая проблема в том, что украинская власть навязывает общественному мнению Европы мнение о том, что территории Донецкой и Луганской областей оккупированы. Однако, термин «оккупация» не из Минских соглашений, его там нет. Но если под «оккупацией» иметь в виду отсутствие контроля украинских властей, то тут порядок действий и логика прямо противоположные — сначала Украина обеспечивает безопасность и проводятся выборы, а потом уже возвращается контроль над ними. Такую последовательность предлагают минские соглашения. Если делать наоборот, то есть сначала освобождать территории, а потом проводить выборы, получится так, как было в 2014-ом году и закончилось в Иловайске и Дебальцево. Но, судя по словам Волкера, он разделяет позицию украинской власти (сначала война, потом выборы), а не то, как это закреплено в Минских соглашениях (сначала выборы, а потом контроль над территориями).
Закон о специальном статусе (название некорректное, поскольку речь там идет не о «статусе», а об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах) является символом продолжения попыток мирного разрешения конфликта в рамках Минских соглашений. Именно символом, поскольку содержание закона тоже не согласовано с представителями ОРДЛО, а значит, в соответствии с соглашениями, выполняться он не должен. Более того, после принятия закона о деоккупации, никаких особых преференций для ОРДЛО не предполагающего, смысл в продлении или непродлении этого закона вообще утрачен — так или иначе, но выполняться он не будет. Отказ Украины от выполнения Минских соглашений зафиксирован именно в законе о деоккупации, а не в вероятном непродлении закона об особом статусе, как пытается навязать это общественности Курт Волкер.
Ну и в завершение всего — Украина на протяжении 3,5 лет «не движется вперед», то есть не принимает никаких законов по политической части Минских соглашений, вообще их не выполняет (если не считать постепенного захвата демилитаризованной «серой зоны» и периодических обменов пленными), что совершенно не мешает ЕС и США вводить против России все новые санкции. Решительный отказ Украины от выполнения Минска тоже никакого особого впечатления на Запад не произвел. Так кого и чем Волкер пугает?
С кем переговариваться
Волкер заявил, что Россия настаивает на том, чтобы велись «переговоры напрямую с так называемыми «народными республиками», а не с самой Россией. (…) Невозможно сделать всего».
Тут действительно есть некоторая сложность.
Минские соглашения не предполагают, что Киев должен вести переговоры с ЛДНР. Там вообще нет ни слова о «народных республиках».
Однако, ОРДЛО в переговорном процессе представляют именно чиновники ЛДНР. В рамках трехсторонней комиссии Украина с этим фактом молчаливо согласилась. Так что ничего особенно невозможного тут нет.
Кстати, не ведет Украина и переговоров о деоккупации с Россией. Потому что официально России там нет. Да и неофициально структур РФ там нет. Правда, идут переговоры о мирном урегулировании в соответствии с Минскими соглашениями в разных форматах (минском, нормандском). Россия в них выступает как гарант выполнения соглашений. Вот тут, пожалуй, действительно содержится элемент невозможности — Россия станет стороной переговоров только если присоединит ЛДНР к себе, но, как известно, еще в апреле 2014-го года президент РФ Владимир Путин заявил (за две недели до референдума), что в этом нет необходимости. Да, и как показывает опыт Крыма, в этом случае, если бы Россия это и решила, переговоров не будет вовсе.
О страданиях русскоязычных
Представитель США просто обязан говорить о правах человека.
«Там (на Донбассе — Ред.) есть русскоязычное население, которое также живет по всей Украине: и в Харькове, Славянске, Одессе, в Киеве, повсюду. Единственное место, где русскоязычное население Украины страдает, — это там, где вмешалась Россия, там, где Россия осуществила оккупацию». Если Россия хочет улучшить жизнь русскоязычного населения на Донбассе, она должна вывести свои войска.
Ну, про «российскую оккупацию», которую не признает Россия, мы уже написали выше. Но тут вопрос другой.
Если бы Волкер поинтересовался реальным положением русскоязычного населения Украины (включая Донбасс), то выяснил, например, что на Донбассе, в отличие от других регионов страны, не действует закон об образовании, запрещающий обучение на русском языке, не действуют квоты на русский язык в СМИ, не действуют запреты на иностранные СМИ.
Если бы он интересовался вопросом, он бы знал отчеты международных правозащитных организаций о массовых нарушениях прав человека на подконтрольных Украине территориях, об убийствах журналистов в центре Киева. О всевозможных запретах и практически узаконенной русофобии. Если бы он интересовался, он бы знал, что намереваются вытворять украинские власти на территории Донбасса после восстановления контроля в соответствии, хотя бы, с тем же законом о деоккупации.
Да, впрочем, он и так все знает. Но продолжает рассказывать, что во всем виновата Россия, А если в чем и виноывата Украина, так только в том, что, оказывается, по Волкеру мало ставит сотрудников на пропускных пунктах и не решает вопросы с выплатами пенсий.
«Люди на Донбассе должны знать, что правительство Украины считает, что они являются гражданами страны». А сейчас, следовательно, они не знают? И не знают в том числе потому, что 700 тысяч человек на Донбассе не получают, согласно официальной украинской статистике, социальные пособия и пенсии из украинского бюджета.
Азовское море
По словам Волкера, США расценивают присутствие российских военных в Азовском море как агрессивные и провокационные шаги. При этом Волкер не заметил, что провокации против российских моряков с гражданских судов «Норд» и «Механик Погодин» начали не российские, а украинские власти. А российская сторона лишь ответила на эти действия.
По той логике, которую исповедует Волкер, США, скорее всего, воспринимает также как провокационное и дестабилизирующее пребывание российских военных в Москве…
Резюмирующая встреча
Пресс-секретарь Леонида Кучмы Дарья Олифер написала на своей странице в Фейсбуке: «Президент Украины (1994-2005) Леонид Кучма встретился со специальным представителем США по вопросам Украины Куртом Волкером. (…) Участники беседы подтвердили безальтернативность Минских договоренностей и первоочередность выполнения именно составляющей по безопасности этого документа».
Высокие стороны не сочли нужным говорить ни о необходимости отмены закона о деоккупации, который делает невозможным реализацию Минских соглашений, ни о необходимости отстранения должностных лиц, несущих ответственность за продолжение конфликта, в частности — планирующих и осуществляющих операции по занятию «серой зоны». Соответственно, стоны о безальтернативности Минских соглашений теряют всякий смысл — сама по себе политика Украины с 2015 года наглядно демонстрирует, что альтернатива есть — минские соглашения можно просто не выполнять и никому ничего за это не будет.
Причем, если Леонида Кучму можно понять (он, хоть и представляет Украину на Минских переговорах, влияния на принятие решений не имеет), то молчание Волкера более чем характерно — США не желают прекращения конфликта в соответствии с Минскими соглашениями. Но при этом, вместо предложений о мире и объективной позиции, Волкер, наоборот, выступает на стороне украинской власти, последовательно невыполняющей минские соглашения.
Получается, Волкер, который должен быть объективным сторонником Минских соглашений, на самом деле под видом их поддержки последовательно разрушает их вместе с президентом Украины Петром Порошенко.
Такой вот, образно говоря, Волкер в змеиной коже.