Этот фильм стал не просто очередной популярной комедией признанного мастера жанра, но настоящим явлением в советской и постсоветской народной культуре.
«Понимаете, каждый год 31 декабря мы с друзьями ходим в баню. Это у нас такая традиция», — говорил один из героев картины.
Сама же «Ирония судьбы» стала новогодней традицией — до сих пор этот фильм показывают под новый год во всех бывших союзных республиках.
Правда, судьба кинокартины на Украине в последнее время оказалась под угрозой. Киевский режим внес в списки «лиц, угрожающих нацбезопасности страны» актрису Валентину Талызину, снимавшуюся в фильме — всего лишь за то, что она подписала письмо в поддержку позиции президента России Владимира Путина по Крыму.
Уже неоднократно постмайданные власти Украины запрещали показ фильмов по аналогичным причинам — например, два фильма того же Эльдара Рязанова «Привет, дуралеи!» (1996) и «Тихие омуты» (2000). Доходило до абсурда — запрещали даже фильмы производства Украины, как это было с сериалом «Сваты».
Однако за «Иронию судьбы» украинцы встали стеной. Жесткая критика на режим, пытающийся расправиться с новогодней традицией, полилась со всех сторон. Писали в соцсетях, заявляли на телевидении, создавали петиции — например, одна из них появилась на сайте президента Украины Петра Порошенко.
«Ищите врагов там, где они действительно есть. Скоро новый 2017 год. Эльдар Рязанов еще при жизни, Лия Ахеджакова, Барбара Брыльска, Андрей Мягков — все они поддерживали, поддерживают Украину. Почему же из-за позиции только Валентины Талызиной, роль которой мизерная в этом фильме, мы должны терять замечательную новогоднюю историю? К тому же оставьте людям выбор, всегда можно просто переключить канал. Бороться нужно с врагами реальными», — говорится в документе.
В итоге украинские власти дрогнули, не выдержав давления. Глава Госкино Филипп Ильенко в конце декабря 2017 года поспешил успокоить украинцев.
«В законе о кинематографе сказано, что картина может быть запрещена к показу, если один из участников фильма включен в список лиц, представляющих угрозу национальной безопасности, но в законе есть и определение кто такой «участник фильма». А «участник фильма» — это физическое лицо, которое принимало участие в создании фильма, сделанного и/или впервые продемонстрированного после 1991 года», — заявил Ильенко.
Как видим, украинская власть в очередной раз действовала по своему излюбленному принципу: если нельзя, но очень хочется, то можно. Всенародная любовь победила насквозь прогнивший и трусливый киевский режим. И это пример всем украинцам — только объединившись все вместе, они смогут навести порядок в своей стране.