Алексей, как сообщил он сам, намеревался посетить тренинг для журналистов-расследователей OPEN Media Hub (совместный проект Евросоюза и Thomson Foundation). Госпогранслужба Украины мотивировала отказ его пропустить в страну тем, что журналист будто бы «не может подтвердить цель запланированного пребывания на территории Украины» и для его визита «нет достаточного финансового обеспечения».
Сам корреспондент заявил, что не понимает, каким образом украинские пограничники выяснили, что у него на карте нет достаточного количества денег (требовались средства из расчета 50 долларов в день на питание).
«Вторая причина, указанная в решении о депортации, — отсутствие приглашения. Враньё, — заявил Коростылев. — Ехал на стажировку — все было при себе, включая обратный билет и бронь в отеле. Это при том, что я бывал в Киеве дважды и проходил контроль на границе без обратного билета, брони, приглашений», — отметил журналист.
Очередное задержание российского журналиста при пересечении украинской границы — не новость. Вообще-то это уже стало рядовым делом. Впрочем, задерживают и не пускают в страну не только российских журналистов. Практически ежемесячно после Евромайдана украинская погранслужба по поручению Службы безопасности Украины (СБУ) запрещает въезд на территорию страны сотрудникам различных СМИ. И, как правило это относится к тем, кто критически относится к происходящему на Украине — обнищанию населения, нацизации внутренней политики, растущему авторитаризму власти, коррупции, антироссийской истерии, бесконечной гражданской войне на Востоке страны и т.д.
В марте 2015 года была приостановлена аккредитация при органах государственной власти Украины 115 российских СМИ, была запрещена трансляция основных российских телеканалов, составлены «черные списки» российских деятелей культуры, введены ограничения на ввоз книг из России.
Все это делается под соусом борьбы за независимость и единство. Хотя совершенно очевидно, что это — пропагандистский трюк. Потому что скрытым репрессиям подвергаются не только российские, но и украинские СМИ, критически настроенные к власти. После убийства сотрудника популярной на Украине «Украинской правды» Павла Шеремета, выяснилось, что за коллективом редакции СБУ вела системную и многоуровневую слежку (без разрешения суда, кстати) — прослушивала телефоны, а за руководителями «УП» — Аленой Притулой и Павлом Шереметом, вплоть до убийства последнего, следили сотрудники СБУ.
Несколько обысков прошли в оппозиционной власти «Стране.UA», против главреда издания Игоря Гужвы было возбуждено пять (!) уголовных дел, после чего он вынужден был покинуть страну. Разгромлена (в буквальном смысле этого слова) редакция газеты «Вести» — холдинг, в котором помимо газеты, были журнал, радиостанция, практически перестал существовать.
Добрались и до интернета. В мае 2017 года президент Украины утвердил решение Совета национальной безопасности и обороны Украины (СНБО) о продлении и расширении списка физических и юридических лиц РФ, в отношении которых введены санкции. В частности, в стране был запрещен доступ к соцсетям «ВКонтакте», «Одноклассники» и ресурсам Yandex и Mail.ru.
Однако оказалось, что «душить интернет» не так уж просто. По данным «Интернет Ассоциации Украины», несмотря на запреты, в декабре 2017 года российские сайты «ВКонтакте» и Yandex оставались в пятерке самых посещаемых на Украине.
Журналистское сообщество, конечно, сопротивляется. Продолжает выходить «Страна.UA», после проведения обысков и освобождения из СИЗО продолжает работать журналист и правозащитник Мирослава Бердник. При этом, как правило, выходят на свободу журналисты не вследствие признания судом и властью своих ошибок, а в результате давления на них со стороны мирового сообщества.
Так произошло с Русланом Коцабой, пострадавшим, по сути, за пацифизм, Дмитрием Васильцом и Евгением Тимониным. Одиннадцать месяцев провел в Житомирском СИЗО сотрудничавший с российскими СМИ (в частности, публиковавший материалы и в Ukraina.Ru) журналист Василий Муравицкий, которого выпустили из тюрьмы 28 июня нынешнего года по случаю очередной конференции ОБСЕ «по свободе слова», проходившей в Киеве.
Кстати, его дело по-своему уникально. Прокуратура обвиняет Муравицкого в госизмене за публикации в… СМИ. То есть за исполнение своих обязанностей. Теперь по случаю конференции, суд изменил ему меру пресечения с содержания под стражей на круглосуточный домашний арест. Но обвинения не сняты, суд продолжается и вполне может, несмотря на отсутствие доказательств, закончится обвинительным заключением…
Тем временем машина репрессий против журналистов, запущенная властью, продолжает безотказно действовать. В мае нынешнего года сотрудники СБУ пришли с обысками в редакционные офисы портала РИА Новости Украина, обыски прошли также в домах некоторых журналистов издания. Главный редактор РИА Новости Украина Кирилл Вышинский был задержан по подозрению в государственной измене. Херсонский городской суд 17 мая постановил поместить журналиста на 60 дней под стражу. В настоящее время Вышинский находится в СИЗО Херсона.
Попутно Киев продолжает практиковать «отсечение» неугодных иностранных медийщиков. В конце июня нынешнего года на Украину не пустили израильского корреспондента RT Полу Слиер, которая направлялась в Киев на конференцию ОБСЕ по свободе СМИ. На это же мероприятие погранслужба Украины не пустила журналиста, председателя комиссии Общественной палаты РФ по развитию информационного сообщества Евгения Примакова. По его словам, ему «просто закрыли въезд на 5 лет как персоне, угрожающей безопасности Украины».
«Ехал я сюда на экспертную конференцию ОБСЕ по свободе прессы, при этом ОБСЕ по телефону подтверждала моё участие. Но украинским коллегами это совсем было не в радость. Что я собирался сказать: да очевидные вещи. Что журналист — не комбатант, что свобода прессы должна обеспечиваться, что нужно хотя бы пытаться выстраивать диалог, любой диалог лучше стрельбы…», — рассказал Примаков на своей странице в Facebook.
Журналист добавил: «Если люди старательно, последовательно уничтожают любые попытки говорить с ними, любые попытки диалога, а не лая, как к этому можно относиться — только с глубоким сожалением и надеждой, что рано или поздно (боюсь, что поздно) их всё-таки отпустит».
Секретарь Союза журналистов России Тимур Шафир заявил в связи с этим инцидентом, что такие действия со стороны Украины противоречат европейским ценностям и нарушают право на свободное получение информации и права журналистов, что союз готовит заявление в международные организации.
Представитель ОБСЕ по свободе СМИ Арлем Дезир выразил сожаление по поводу отказа во въезде на территорию Украины журналистам Евгению Примакову и Поле Слиер. По его словам, «все страны-члены ОБСЕ должны содействовать свободному передвижению журналистов в регионе».
Большинство тех, кого не пускают на Украину, автоматически попадают в списки пресловутого сайта «Миротворец», который финансово и интеллектуально (если так можно условно выразиться, конечно) окормляет депутат парламента и советник министра внутренних дел Украины Антон Геращенко. То есть взаимосвязь радикалов и власти в том, что касается преследования журналистов, не важно — украинских или российских, очевидна.
При этом, Евросоюз и Госдеп США либо стараются не замечать явных и грубых ограничений свободы слова на «подведомственной» им Украине, либо отделываются ничего не значащими и не имеющими никаких последствий для украинской власти заявлениями. И тем самым поощряют ее, то есть власть, на новые преследования и ограничения работы журналистов.
А тем временем власть окукливается. Как в сказке Пушкина про Золотую рыбку: «Уж не хочет быть она царицей, хочет быть владычицей морскою». То бишь, не только оппозиционных украинской власти, а вообще всех российских журналистов не пускает в страну, даже на тренинги, организованные и оплаченные лояльными украинской власти международными организациями.
Так вот и не пустили на Украину Коростылева из «Дождя»…
Впрочем, для него эта история закончилась вроде бы благополучно. Корреспондента «Дождя» в Киев все же пропустили. Но только после письма депутата парламента и настоящего «еврооптимиста», организатора Евромайдана Мустафы Найема в погранслужбу.
«Я гарантирую его (Коростылева — ред.) цель пребывания в Киеве со 2 по 6 июля 2018 года и обеспечиваю его выезд из страны после окончания курса расследовательской журналистики OPEN Media Hub», — заявил депутат (текст письма обнародован на сайте телеканала «Дождь»).
А тем российским журналистам, «выезд из страны» которых Найем не обеспечит, хода на Украину нет.
Такая вот нынче «свобода слова» на Украине…