Как сообщает Asian Times, Китай признал дефектным свой первый авианосец Liaoning (бывший ТАВКР «Варяг»), который был куплен у Украины в недостроенном виде и прошел глубокую модернизацию. По данным издания, китайская промышленность за восемь лет произвела более 1,2 тысячи технологических элементов в попытках улучшить приобретенный крейсер, однако возможности его усовершенствования оказались ограничены из-за структурных ограничений и «врожденных» дефектов.
Один из летчиков-испытателей рассказал изданию о трудностях, с которыми сталкиваются пилоты истребителей во время посадки на авианосец. Для приземления самолету необходимо сбросить вес — боеприпасы и топливо. При этом взлет самолета происходит намного проще из-за урезанной взлетной палубы «Варяга». По информации издания, Liaoning значительно уступает американским авианосцам и требует замены.
«Создание авианосцев, тяжелых авианесущих крейсеров — это сложнейший, очень дорогостоящий процесс для всех стран, где строят такие корабли. Когда Китай покупал у Украины фактически превратившийся в металлолом корпус «Варяга», наши специалисты предупреждали, что «на халяву» получить боеспособный авианосец не удастся. Но Китай тогда декларировал, что на базе этого корпуса будет создан парк аттракционов. Теперь в боевой состав ВМС Народно-освободительной армии Китая может войти не полноценный боевой корабль, а именно парк небезопасных аттракционов», — сказал РИА Новости Ненашев.
Он привел в пример Индию, которая с соблюдением всех правил военно-технического сотрудничества заказала в России перестройку для своего флота ТАВКР «Адмирал Флота Советского Союза Горшков» и получила в его боевой состав полноценный авианосец «Викрамадитья» с палубными самолетами российского производства.
«Китай в течение последних 30 лет проходит сложный путь от мягко говоря копирования многих технологий, многих проектов к своим технологическим разработкам. И там понимают, что необходимо взаимодействие с Россией, в частности в строительстве авианосцев для защиты своих национальных и международных интересов», — отметил председатель ДПФ.
Первый китайский авианосец Liaoning сделали на базе купленного у Украины в 1998 году недостроенного в Николаеве советского ТАВКР «Варяг». Работы по его достройке начались на верфи в китайском Даляне в 2005 году.
Из семи советских тяжелых авианесущих крейсеров на сегодняшний день в строю остаются три. Глубоко модернизированный «Адмирал Горшков» продали Индии, где он служит под названием «Викрамадитья». «Варяг» фактически по цене металлолома приобрел Китай, где его переименовали в Liaoning. В ВМФ России остался авианосец «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов».