Из-за чего Порошенко ослушался МВФ и кого спасает от обвинений в коррупции - 13.07.2022 Украина.ру
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Из-за чего Порошенко ослушался МВФ и кого спасает от обвинений в коррупции

© Пресс-служба президента Украины / Перейти в фотобанкВизит президента Украины П. Порошенко в США
Визит президента Украины П. Порошенко в США
Читать в
ДзенTelegram
15 января 2018 года впервые в общественном и политическом поле Украины президент Петр Порошенко отказался официально и громогласно выполнять рекомендации Международного валютного фонда. И фактически пошел против Запада

Однако, дело вовсе не в том, что экономические показатели на Украине настолько улучшились, что украинская власть готова отказаться от финансовой помощи извне. Все обстоит ровно наоборот. Денег в казне нет, а предстоят в этом году первые выплаты по кредитам МВФ и зависший гигантский долг России.

И дело даже не в том, что у Порошенко вдруг проснулась «собственная гордость», и что он решил спасать страну от тисков МВФ… Нет, дело совсем в другом. Просто на этот раз требования МВФ напрямую касаются репутации президента и его ближайшего окружения, потому что МВФ приблизился к самому чувствительному месту президентской команды — их бизнесу и контролю над финансовыми потоками.

Под мечты об индейке

А развернулась нынешняя политическая баталия на Украине между МВФ и Порошенко по поводу закона об Антикоррупционном суде. Во всяком случае именно это стало поводом раздора. Тут история такая. За три дня до католического Рождества, когда все прогрессивное западное политическое и финансовое сообщество думает уже не о политике и финансах, а о запечённой фаршированной черносливом индейке, украинский президент Петр Порошенко отправил в парламент страны законопроект об Антикоррупционном суде. 

Международный валютный фонд
МВФ не понравился законопроект Порошенко об Антикоррупционном судеЗаконопроект об Антикоррупционном суде (АКС) в нынешней редакции нарушает обязательства Украины перед международными партнерами

Вообще-то этот законопроект имеет некоторую продолжительную историю. Еще за три месяца до католического Рождества, выступая на очередном международном форуме, президент Украины под бурные аплодисменты собственного окружения заявил, что Украина — не Уганда и потому не нуждается в отдельном Антикоррупционном суде.

То есть, переводя с порошенковского на общедоступный, власть и закон способны на Украине осудить любого, даже самого высокопоставленного коррупционера в любом районном или тем более областном суде. И зачем тогда, спрашивается, отдельно стоящий Антикоррупционный суд?

К этому моменту, надо признать, в парламенте страны уже находились два или три законопроекта об Антикоррупционном суде, поданные депутатами. Однако после президентских слов об Уганде то ли по рекомендации администрации президента, то ли по собственной инициативе парламентарии свои законопроекты отозвали. И вопрос об отдельном независимом Антикоррупционном суде как-то сам собой рассосался…

Тут, правда, подоспела широкая украинская антикоррупционная общественность, питающаяся из различных западных фондов — от государственных, финансируемых США, до частных, типа Сороса. Возмутились общественники-антикоррупционеры тем, что Порошенко категорически не хочет независимого суда.

И тогда, ближе к зиме в дело вступила тяжелая артиллерия в виде европейских структур и МВФ, которые выразили недоумение по поводу того, что Украина — не Уганда, то бишь, что ей не требуется независимый Антикоррупционный суд. Нет, веско сказал Запад, нужен.

И Порошенко, как будто смирившись, пообещал такой законопроект срочно внести в парламент и столь же срочно рассмотреть и принять. Но срочно — не значит в данном случае быстро. Прошло еще три месяца, прежде чем, в канун Рождества, под грезы о жаренной индейке, президент внес этот теперь уже не депутатский, а свой собственный законопроект в Верховную Раду. А там подоспели рождественские праздники и Новый год, которые дали ему еще оттяжку во времени.

А именно время в этой истории играет определяющую роль.

«А без суда — и не туда, и не сюда»

В принципе, на Украине действует вполне стройная система борьбы с коррупцией. Есть Национальное агентство Украины по вопросам предотвращения коррупции (НАПК), которое контролирует большинство чиновников, судей и прокуроров, а так же депутатов и политиков на предмет соответствия их официальных расходов их же официальным доходам. И, если расходы превышают доходы, передает их дела по инстанции, то есть в НАБУ.

А вот Национальное антикоррупционное бюро Украины (НАБУ) возбуждает, расследует и ведет уголовные дела в сфере коррупции. В бюро работают несколько сотен независимых от государства детективов.

Есть, наконец, Специализированная антикоррупционная прокуратура (САП), которая осуществляет контроль над соблюдением антикоррупционного законодательства. Все эти структуры, подчеркиваю, независимы от государства, то есть прежде всего, от конкретных его представителей — от президента Петра Порошенко, премьера Владимира Гройсмана и даже от генерального прокурора Юрия Луценко. Независимы потому, что финансируются не из государственного бюджета, а из бюджета США, ЕС и различных западных негосударственных фондов. 

набу
Порошенко встал на защиту НАБУПрезидент Украины Пётр Порошенко предоставил гарантии независимости Национальному антикоррупционному бюро страны

Поэтому с начала своей деятельности (конец 2015-начало 2016 гг.) эта независимая от политического режима система стала довольно эффективно чистить авгиевы конюшни украинской коррупции. И многих посадили, но пока только в СИЗО. А из числа этих привлеченных и посаженных некоторые по украинским меркам очень высокопоставленные, умудрились из застенков НАБУ выйти — кто под залог, кто под домашний арест, а кто и вчистую.

Потому что в этой стройной и независимой от государства системе борьбы с коррупцией отсутствует важный элемент — независимый от власти и государства (то есть от Порошенко и его команды) Антикоррупционный суд. Поэтому все усилия НАПК, НАБУ и САП зачастую сводятся к нулю. Дела рассыпаются, а коррупция процветает.

«Кто платит за музыку»

В результате такой вот противоречивой борьбы с коррупцией Украина оказалась по итогам минувшего 2017 года на первом месте в Европе именно по коррупции. И вот под Рождество такой законопроект был главой государства отправлен в парламент.

Хитрость Петра Порошенко незамысловата. По этому законопроекту суд, конечно, будет и антикоррупционный, и финансово от него независимый. Но только назначать судей будет не Запад и даже не украинская антикоррупционная общественность, а специально назначенные президентом его представители из различных комитетов и комиссий. А представители западных структур-доноров Украины, будут участвовать в этом увлекательном процессе только с правом совещательного голоса.

Еще одно новшество законопроекта в том, что Антикоррупционный суд будет заниматься не только делами вип-коррупционеров, но и другими —борьбой с незаконным оборотом наркотиков, например. То есть уже сейчас понятно, что новую, якобы независимую судебную структуру завалят непрофильными делами, в которых реальная борьба с коррупцией просто утонет. 

Вот почему западные доноры Украины в лице МВФ 15 января в своем письменном обращении к администрации президента предложили законопроект из парламента отозвать и привести в соответствие с западными нормами и рекомендациями Венецианской комиссии.

Так, например, по их мнению, именно финансовые доноры Украины должны иметь не совещательный, а решающий голос при определении состава будущего Антикоррупционного суда. По старой, как мир, формуле, — кто платит, тот и заказывает музыку. 

артем сытник набу
Грызня: НАБУ поссорилось с САПМежду украинскими атикоррупционными органами произошел конфликт интересов. САП отчитала НАБУ за преследование по личным мотивам

А иначе, пригрозил МВФ, не будет Украине выделен очередной транш. Но привычный для страны и ее власти «кнут» на этот раз не сработал. Администрация президента Украины ответила МВФ, что отзывать кособокий президентский закон об Антикоррупционном суде не собирается. Конечно, Порошенко прекрасно понимает, что этот законопроект полностью противоречит тому, чего от него хочет Запад. И что, в конечном счете, со временем ему придется пойти на попятную. 

Но именно — не сейчас, а «со временем».

Подлинная цена вопроса

Вообще-то Петру Порошенко наплевать на все эти письма МВФ, визги собственной антикоррупционной общественности и негодование западных партнеров. Все это — письма, визги и негодование — лишь повод для поиска компромисса и согласований. А поиск требует времени. А именно время играет лично для него, президента Украины Петра Порошенко, определяющую роль в этой истории.

Дело в том, что в настоящее время в НАБУ находится несколько дел, которые вот-вот должны быть переданы в суд — следствие по ним уже проведено и все сроки истекают. Это, во-первых, дело о коррупции главы Государственной налоговой службы Украины Романа Насирова, который, судя по всему, по прямым указаниям президента давал налоговые поблажки определенным бизнесменам. А еще дело о разветвленной коррупционной схеме, созданной украинским олигархом Николаем Мартыненко, который входит в близкое окружение Порошенко и является спонсором партии «Народный фронт» экс-премьера Арсения Яценюка.

Кроме того, есть еще несколько горячих дел менее знаковых, но также близких к власти вип-коррупционеров, в том числе и дело сына министра МВД Арсена Авакова Александра.

В принципе, Порошенко также наплевать и на Насирова, и на Мартыненко и даже на Авакова. Просто, если дела этих вип-персон Украины будет рассматривать реальный, стопроцентно независимый от президента и его команды Антикоррупционный суд, то подозреваемым грозят значительные тюремные сроки. И тогда в обмен на свободу или послабления, они с потрохами сдадут всех, кто их толкал на преступления, в том числе и все «пароли и явки» самого Порошенко.

Поэтому Порошенко начал свою игру с Западом — за временную пролонгацию принятия закона об Антикоррупционном суде. 

Нардеп от Радикальной партии Игорь Мосийчук
Детективы НАБУ пришли по душу МосийчукаНардепа «Радикальной партии» Игоря Мосийчука подозревают в незаконном обогащении

Пока украинский парламент будет спорить, какой же закон и как принимать, а МВФ будет грозить Украине отказом в очередном транше, а потом президентская команда компромиссно согласовывать позиции этого законопроекта с западными юристами, Порошенко надеется протащить через пока еще подконтрольные ему суды дела своих подельников и освободить их от обвинений в коррупции. Или они получат минимальные наказания, не связанные с реальным заключением.

А уж потом, когда «свои» выйдут и заработает Антикоррупционный суд, который всех остальных, кто не в команде Порошенко, будет судить строго и ни от кого независимо.

 

 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала