Сайт Ukraina.ru разбирался в сути данного проекта и последствиях для граждан в случае его принятия.
Расширение толкования государственной измены
Главное новшество, предлагаемое законодателями, — закрытие допуска к госслужбе и на выборные органы людей, которые «сотрудничали с Россией и сепаратистами». Согласно документу, вводится проверка «на коллаборационизм» для тех лиц, которые хотят попасть в органы власти, правоохранительные органы, суды и участвовать в выборах на всех уровнях.
«Сейчас лица, причастные к коллаборационизму, продолжают занимать или претендовать на высокие должности в государстве, что является недопустимым. Кроме того, в ходе урегулирования конфликта многим таким лицам будет предоставлена амнистия, к ним будет применено законодательство по недопущению преследования и наказания лиц — участников событий на временно оккупированной территории Украины. Нет сомнений, что коллаборационизм должен быть осужден, а определенные права коллаборационистов ограничены в целях защиты национальных интересов Украины, обеспечение мира, безопасности и демократического развития государства», — отмечается в пояснительной записке к законопроекту.
В «пособники агрессора» запишут граждан Украины, «которые содействовали или содействуют врагу в осуществлении агрессивных действий, развертывании военного конфликта против Украины, включая поддержку органов, самопровозглашенных или созданных врагом, которые исполняли или исполняют на временно неподконтрольной Украине территории функции, свойственные органам государственной власти или органам местного самоуправления».
Коллаборационизм планируется разделить на «тяжкий» и «нетяжкий». К первому типу отнесут лиц, пребывавших в органах власти «оккупационной администрации». Их официально приравняют к государственным изменникам, подлежащим уголовному преследованию. Второй же тип просто лишится части своих гражданских прав.
Следует подчеркнуть, что параллельно с законом 7425 инициированы изменения в Уголовный кодекс Украины, предполагающие усиление ответственности за статью «государственная измена». Она предусматривает наказание от 12 до 15 лет лишения свободы. Исходя из документа, под понятие коллаборационизма подпадают те люди, которые совершают следующие действия: 1) организация массовых мероприятий политического характера в поддержку агрессора и ЛНР, ДНР; 2) неоднократное размещение и распространение в социальных сетях призывов в поддержку агрессора, ЛНР, ДНР; 3) трудоустройство на политические и административные должности в органах ЛНР, ДНР; 4) участие в военных действиях, вооруженном конфликте на стороне агрессора ЛНР, ДНР; 5) проведение мероприятий по поиску и привлечения других лиц для поддержки агрессора, ЛНР, ДНР; 6) передача материальных и нематериальных ресурсов представителям агрессора, ЛНР, ДНР; 7) призывы, проведения агитации в учебных заведениях в поддержку агрессора, ЛНР, ДНР; 8) осуществление публичных призывов к поддержке действий агрессора, ЛНР, ДНР; 9) организация и участие в проведении информационных компаний, направленных на обеспечение поддержки агрессора, ЛНР, ДНР.
Безусловно, подобные широкие формулировки позволят повесить соответствующий ярлык на любого гражданина, заподозренного в нелояльности власти, не одобряющего государственный переворот на Майдане и его последствия.
Ограничительные меры в отношении «коллаборационистов» устанавливаются на 15 лет и включают запрет занимать любые должности государственной службы, избираться в органы государственной власти и органов местного самоуправления, быть судьями, работать в СБУ, полиции, прокуратуре. Но на этом они не исчерпываются: «коллаборационистов» не смогут включать в комиссии, рабочие группы, образующихся при органах государственной власти или местного самоуправления, привлекать экспертами по работе указанных органов. Они не будут допущены к работе на стратегические предприятия, не смогут получить разрешения на приобретение оружия.
Проверка на лояльность как инструмент внесудебных расправ
Интересно, что нарекать «коллаборантом» будет даже не суд, а специальная комиссия при президенте Украины, состоящая из неких «моральных авторитетов», фактически представителей власти и тех, кого принято ныне в стране именовать «патриотическими активистами». Финансируется комиссия из бюджета, ее штатное расписание утверждает президент после согласования с СБУ и Службой внешней разведки Украины. В законопроекте говорится, что она должна насчитывать 50 членов. Членом может быть «гражданин Украины, который на момент назначения достиг 35 лет, владеющий государственным языком, имеет высокие профессиональные и моральные качества, общественный авторитет».
В ее состав обязательно должны войти по 2 представителя от Президента Украины, Верховной Рады Украины, Кабинета Министров Украины, Службы внешней разведки Украины и Службы безопасности Украины. Остальных предполагается привлечь на конкурсной основе.
Еще более любопытен список доказательств, на основе которых предлагается устанавливать сотрудничество с «оккупантами». Это объяснения участников процесса проверки; документы; объяснения свидетелей; выводы или объяснения экспертов; объяснения или консультации специалистов; информация, размещенная в сети Интернет; информация, полученная Комиссией по результатам направления запросов к физическим, юридическим лицам, объединений граждан, субъектам властных полномочий и другим источникам информации, не запрещенных законом. Таким образом, собрать их на любого человека не будет большой трудностью, достаточно будет открыть сайт «Миротворец» и ему подобные, взять пояснения у «патриотических» организаций — и дело в шляпе, «обвиняемый» просто будет лишен возможности оправдаться.
Авторы законопроекта, в частности нардеп Ирина Лоюк настаивает, что проверка как таковая будет касаться только тех, кто собираются работать на государственной службе, избираться в органы власти либо становиться судьей, отметая обвинения в «охоте на ведьм». Впрочем, этот тезис очень спорный. В тексте документа говорится, что проверка может быть инициирована самим гражданином, Комиссией либо в результате обращения третьих лиц. Поэтому на практике она довольно легко может превратиться в инструмент внесудебных репрессий против несогласных.
Кстати, результаты проверки относительно тех или иных граждан будут находиться в публичном доступе — вывод Комиссии по коллаборационизму должен быть обнародован на официальном сайте Президента Украины.
Естественно, законопроект наткнулся на критику со стороны экспертов как нарушающий Конституцию, законы Украины.
«Это даже хуже, чем «революционные тройки», поскольку деятельность троек определялось законом — здесь же регламентом», — считает политический эксперт Руслан Бортник. По его словам, проект категорически не будет поддержан международными организациями, такими как Венецианская комиссия. Но если вспомнить скандальные законы о люстрации и об образовании, Киеву ничто не помешало на словах декларировать, что к ним прислушиваемся, а на деле — игнорировать.
За самим законом «о коллаборантах» явно видится рука «партии войны», так как субъектами его подачи является группа нардепов от «Народного фронта» Андрей Левус, Юрий Высоцкий, Дмитрий Тымчук и другие. Они высоко оценивают вероятность его принятия уже на первой посленовогодней сессии парламента. А ранее о необходимости подобного шага ясно выразился ключевой представитель политсилы — министр МВД Арсен Аваков.
«Я говорю о необходимости принятия закона о коллаборантах. Что-то вроде того, который был принят в послевоенной Франции де Голлем. Нужно принимать философию амнистии, которая поддерживается всем обществом на очень простых принципах. Если на руках кровь и жизни украинских солдат, я не думаю, что мы можем себе позволить механизмы амнистии; если люди сотрудничали с местными администрациями, вынужденно или по слабости, тут должна быть воля к примирению», — говорил он.
В целом же данный законопроект не только дает властям инструмент для тотальных репрессий над несогласными, но и в корне противоречит Минским соглашениям, отдаляя жителей Донбасса от Украины. Впрочем, попытки ревизии или отказа от «Минска» мы видим уже довольно продолжительное время, в том числе на примере законопроекта о «реинтеграции Донбасса». В случае внедрения подобных механизмов в жизнь, это будет означать торжество «партии войны». Ведь повсеместное навешивание клейма «предателя» и дискриминация ожидает как раз в первую очередь жителей Донецка и Луганска. И едва ли им захочется подумать о возвращении в такую Украину.