Украинское правительство сразу объявило о своей победе, заявив, что комиссия не увидела ущемления прав нацменьшинств в законе. Как подчеркнула министр образования Лилия Гриневич, рекомендации Венецианской комиссии не содержат требований об изменении статьи 7 закона об образовании, провозглашающий украинский единственным языком образования в средней школе.
«Мы также благодарны, что Комиссия приняла аргументацию украинской стороны относительно упреков, что языковая статья закона «Об образовании» сужает права представителей национальных меньшинств», — отмечается в пресс-релизе на официальном сайте Министерства образования и науки Украины. Соответствует ли данное заявление реальности, разбиралось издание Ukrana.ru
История закона
После того, как 25 сентября этого года президент Украины Петр Порошенко подписал закон об образовании, нарушение прав нацменьшинств стало свершившимся фактом. Так, в случае его реализации с 2018 года классы с преподаванием предметов на языках национальных меньшинств могли остаться только в младших классах и то, только до 2020 года. Небольшие уступки сделаны лишь представителям «коренных народов», также для английского языка и языков Евросоюза, на которых можно будет преподавать в школах один или несколько предметов. Следует отметить, что понятие «коренных народов» в документе не прописано, но авторы под этим термином подразумевают крымских татар и караимов.
Нормы данного закона категорически противоречили Конституции, статья 10 которой гарантирует «свободное развитие, использование и защиту русского, других языков национальных меньшинств Украины», а также «право обучения на родном языке или на изучение родного языка в государственных и коммунальных учебных заведениях».
Подобное развитие ситуации входит в разрез с интересами русскоязычных граждан и представителей нацменьшинств. На Украине на языках нацменьшинств сейчас учатся около 400 тысяч детей в 735 учебных заведениях. Всего в стране более 15 тысяч школ, из них с русским языком обучения — 581, румынским — 75, венгерским — 71, молдавским — 3 и польским — 5.
В связи с этим у Украины возникли проблемы с соседями: Главы МИД Болгарии, Венгрии, Греции и Румынии подписали письмо главе МИД Украины, где выразили озабоченность принятым законом. Позже к критикам присоединились Россия, Польша и Болгария. Наиболее непримиримую позицию заняла Венгрия, министр иностранных дел которой Петер Сийярто назвал документ «позорным и стыдным», после чего Будапешт пригрозил не поддерживать инициативы Украины в международных организациях. В частности, Венгрия заблокировала проведения саммита Украина — НАТО, который должен был пройти в декабре этого года из-за ущемления прав венгров на получение образования на родном языке. А 7 декабря на заседании Совета министров иностранных дел стран ОБСЕ он потребовал направить в Закарпатскую область Украины постоянную миссию из-за принятия украинскими властями скандальных поправок.
Выводы Венецианской комиссии: русский язык нужно защитить от дискриминации.
Наибольший восторг в Киеве вызвала преамбула заключения комиссии, в которой отмечается, что «содействие усилению государственного языка и его обязательность для всех граждан является законной и похвальной целью государства». Именно это было подано как значимая «перемога», поскольку от властей не требуется отмена этой статьи.
Так, уже в следующем абзаце содержится огромная «зрада»: «статья 7 нового закона, уменьшает объемы образования на языках меньшинств, особенно после завершения начальной школы, что вызвало сильную критику и протесты как на внутреннем, так и на международном уровнях. Эта критика в значительной степени оправданна, по ряду аргументов. Редакция статьи, которая была принята, существенно отличается от проекта, который обсуждался с меньшинствами. Статья 7 содержит важные двусмысленности и, как представляется, не обеспечивает соблюдение ключевых принципов, необходимых для выполнения рамочного закона в контексте международных и конституционных обязательств страны».
«Принятая редакция действительно позволяет радикально изменить предыдущий языковой режим, по крайней мере, в среднем образовании, приведя его к системе, ориентированной на обязательное использование украинского языка в качестве языка обучения. Если это произойдет, это приведет к серьезному уменьшению возможностей, предоставляемых лицам, относящимся к национальным меньшинствам, для обучения на их языках, что представляет собой непропорциональное вмешательство в существующие права лиц, относящихся к национальным меньшинствам. Кроме того, короткий срок внедрения новых правил вызывает серьезную обеспокоенность относительно качества образования», — подчеркивается в документе.
Отдельные строки посвящены проблеме русского языка и его исчезновение из системы образования после имплементации закона в Венецианской комиссии прямо назвали дискриминацией.
«Этот пункт не предусматривает решения для языков, не являющихся официальными языками ЕС, в частности для русского, как наиболее широко используемого в Украине языка после государственного. Менее благоприятное отношение к этим языкам сложно оправдать, и поэтому оно поднимает вопрос о дискриминационности нормы. С учетом этих соображений, корректным решением было бы внесение поправок в статью 7, которые заменили бы это положение более сбалансированным и четко сформулированным. опрос дискриминации языков других меньшинств, языки которых не являются официальными в ЕС, также должен быть решен во время такого пересмотра», — резюмируют европейские эксперты.
В качестве необходимых мер для корректирования ситуации, рекомендуется следующее:
1. Обеспечить «в полной мере» возможность преподавания на языках ЕС, которая уже заложена в закон — пункт 4 седьмой статьи, что фактически является прямой уступкой венграм и другим нацменьшинствам.
2. Не урезать образования на языках меньшинств. «Обеспечивать достаточную долю образования на языках меньшинств в средней школе, в дополнение к изучению государственного языка».
3. Улучшить качество преподавания государственного языка.
4. Растянуть период адаптации. Внести изменения в переходные положения закона «Об образовании», обеспечив более долгий переходный период для постепенной реализации реформ.
5. Освободить частные школы от новых языковых требований. То есть позволить частным школам вести обучения на любом языке, на котором они пожелают.
6. Начать новый диалог с представителями нацменьшинств и всех заинтересованных сторон по языковому вопросу в образовании.
7. Обеспечить, чтобы выполнение закона об образовании не угрожало сохранению культурного наследия меньшинств и непрерывности изучения языков меньшинств в школах.
Следовательно, европейцы прямо указывают на то, что всеобъемлющая украинизация образования нарушает права русскоязычных украинцев и представителей нацменьшинств. Но при этом Киев пытается сделать «хорошую мину при плохой игре»: министр иностранных дел Украины Павел Климкин заверил, что Украина реализует выводы комиссии.
Правда, несмотря на негативные оценки, европейские структуры зачастую смотрели сквозь пальцы на откровенные нарушения прав человека Украиной. В частности Киев уже успешно игнорировал выводы относительно недопущения увольнения по политическим мотивам (относительно закона «О люстрации») и рекомендации о необходимости возобновления выплат пенсий жителям Донбасса. Изменится ли ситуация на этот раз — покажет время, но определенная надежда для русскоязычных граждан и нацменьшинств, все-таки, появилась.