Украина может в одностороннем порядке прекратить действие минских соглашений и попытаться атаковать ополченцев Донбасса. Министр внутренних дел Украины Арсен Аваков заявил, что считает договоренности мертвыми, а силовики уже провели разведку боем — захватили два поселка в серой зоне. «Лента.ру» выяснила, может ли в Донбассе произойти новая бойня.
Киев против Минска
Минские соглашения до сегодняшнего дня являются единственным механизмом урегулирования конфликта в Донбассе. Да, стороны постоянно критикуют документ. Одни хотели бы без дополнительных условий восстановить территориальную целостность Украины; другие, наоборот, не хотят и слышать о переходе под контроль Киева, пусть и на особых условиях. Однако только в Минске стороны садятся за стол переговоров и обсуждают способы урегулирования ситуации.
В Киеве в последнее время все чаще говорят о том, что Вооруженные силы Украины (ВСУ) восстановились после тяжелейших поражений 2014-2015 годов и готовы смять ополченцев Донбасса. Министр внутренних дел Украины Арсен Аваков заявил, что минские договоренности себя исчерпали.
«Они были хороши как механизм прекращения огня. Они не работают сейчас, не работали в прошлом году, не будут работать как механизм урегулирования кризиса дальше. Как механизм замораживания конфликта — да, но это не наша цель», — сказал глава МВД. Он также отверг отдельные пункты минских соглашений. «Никаких народных милиций [на территории самопровозглашенных республик], никаких дополнительных прокуратур и свобод», — заявил он.
Возникает вопрос, почему министр внутренних дел позволяет себе высказываться по вопросам внешней политики, но очевидно, что Аваков говорит то, что думают многие в киевском руководстве. Украинские радикалы давно подталкивают официальный Киев к силовому решению конфликта.
Так, депутат Верховной Рады, основатель полка Нацгвардии «Азов» и лидер партии «Национальный корпус» Андрей Билецкий требует для захвата Донбасса применить боевую авиацию. По его словам, Киеву следует решиться на наступление в регионе.
«Да, там есть достаточно мощная группировка. Какая? Три, пять, семь тысяч человек — не более того. Это под силу украинской армии», — считает Билецкий.
В свою очередь, другой депутат Дмитрий Ярош называет конкретный день, когда Киев сможет вернуть под свой контроль Донбасс. По его словам, это произойдет 20 апреля 2018 года.
О возможном возобновлении боевых действий говорит и спецпредставитель Госдепартамента США на Украине Курт Волкер. По его словам, надежды на мир на востоке страны крайне неустойчивы: «Я бы сказал, вероятность [возобновления боевых действий] — не менее 80 процентов. Есть шанс, что ничего не будет, но наиболее вероятный сценарий — что все продолжится».
Разведка боем
Проверку боеготовности ВСУ уже провели. Воспользовавшись политическим кризисом в Луганске, передовые части украинской армии атаковали позиции ополченцев на линии соприкосновения. Военнослужащие 54-й отдельной механизированной бригады и добровольцы батальона «Айдар» захватили поселки Травневое и Гладосово в так называемой серой зоне (по минским соглашениям здесь не должно быть ни ополченцев, ни украинцев). «Каратели под покровом ночи ворвались в поселок и заблокировали каждый дом, запретив под угрозой применения оружия местным жителям покидать свои жилища», — заявили в Минобороны ДНР о захвате Гладосово.
Еще одна попытка наступления была предпринята в районе трассы «Бахмутка» (неофициальное местное название трассы Луганск — Лисичанск). Как рассказал командир батальона «Призрак» вооруженных сил ЛНР Алексей Марков, украинцы выскочили на два пулемета ополченцев. «Конец был немного предсказуем: четверо "двухсотых" [погибших] с их стороны, двое "трехсотых" [раненых] — с нашей. Я до сих пор не могу понять, на что они рассчитывали», — сказал комбат.
В обоих случаях планы ВСУ были гораздо амбициознее. На «Бахмутке» украинские военные намеревались продвинуться вплоть до поселка Фрунзе. Об этом сказал попавший в плен младший сержант ВСУ Роман Фурсов. В ходе боя он получил рваную рану уха, осколочное ранение головы и травму руки. Ополченцы вытащили его из траншеи и передали медикам.
Захватив Травневое и Гладосово ВСУ планировали дойти до окраин Горловки. Об этом журналистам сказали в штабе той самой 54-й бригады. Там же сообщили, что наступление было сорвано из-за излишней болтливости добровольца Юрия Мысягина, который опубликовал информацию раньше времени. По другой версии, силовики боялись наступать, опасались больших потерь, и предпочли свалить вину на Мысягина. Другой волонтер — Семен Кабакаев — заявил, что и в боях за Травневое и Гладосово потери оказались огромными: «Позвонили с передовой, настроение отвратительное, много погибших и раненых. Есть несколько пропавших, сейчас проводят эвакуацию». По официальной информации, в результате операции погибли пять человек.
Сделано в СССР
В Киеве никогда не исключали возобновления масштабных боевых действий. С момента начала конфликта в Донбассе украинская армия постоянно модернизировалась. Украинские политики не устают говорить о том, что цель Киева — вступление в НАТО и получение западного летального оружия. В Брюсселе и Вашингтоне решение этих вопросов откладывают, но уже сейчас взаимодействие Киева с Североатлантическим альянсом по вопросам вооружения можно считать существенным.
При поддержке НАТО до 2022 года в стране должен быть сформирован новый профессиональный сержантский состав ВСУ. Британские инструкторы в рамках операции Orbital тренируют украинских солдат для ведения боев в городских условиях — обучают разминированию территорий, сбору разведданных, оперативному планированию и возведению фортификационных сооружений. Канада проводит на Яворовском полигоне во Львовской области учебную операцию Unifier. 200 канадских инструкторов с 2015 года обучают украинских военнослужащих обезвреживать самодельные взрывные устройства, помогают модернизировать систему армейской логистики.
Вашингтон предоставил ВСУ некоторые виды нелетального вооружения. В частности, радары артиллерийской разведки, предназначенные для поиска и обнаружения батарей противника, помехоустойчивые коротковолновые рации и радиостанции, обеспечивающие защищенную связь. Через частные компании поставляется и летальное оружие. Так, техасская компания AirTronic USA получила лицензию на поставку Украине гранатометов.
При этом Киев располагает собственными огромными запасами некоторых видов боеприпасов, оружия и техники, которые достались стране от Советского Союза. В конце ноября на Харьковском бронетанковом заводе было принято решение расконсервировать танки Т-80, которые в прошлом веке находились в составе группы советских войск в Германии. Отмечается, что украинцы активно ищут замену танкам собственной разработки Т-64БМ «Булат». Часть этой техники была потеряна в боях, еще десятки машин простаивали на заводе в Харькове без ремонта и пребывали в учебных центрах, что привело к неспособности сформировать из них даже один батальон (31 танк). В качестве другой альтернативы парку Т-64 используются различные модификации Т-72.
Активно модернизируют и другую технику. 28 ноября президент Украины Петр Порошенко представил новую версию украинского БТР-4МВ1. По словам главы государства, машина усилена оптико-электронным прицелом с мощным тепловизором и высокоточной цифровой системой ведения огня. В это же время пресс-служба госконцерна «Укроборонпром» проинформировала, что Научно-технический комплекс «Завод точной механики» отгрузил в воинские части новую партию пушек ЗТМ1 и ЗТМ2.
На украинском фронте без перемен
По данным экспертов, в 2014 году ВСУ имели всего две танковые бригады, сейчас их уже пять. На вооружении каждой примерно 90 танков. Соответственно, танковый кулак в Донбассе насчитывает около 450 танков. Кроме того, танковые соединения есть в 22 общевойсковых и 6 бывших десантных бригадах и частях морской пехоты. Всего в ВСУ сейчас более 1000 танков трех моделей (Т-64, Т-72, Т-80), значительное количество этой техники прошло ремонт. В целом же группировка ВСУ в зоне конфликта насчитывает, по некоторым данным, до 90 тысяч человек.
Превосходство украинской стороны значительное, но не фатальное. По словам главы МВД Арсена Авакова, в Донбассе ВСУ противостоит 35 тысяч ополченцев. 1-й армейский корпус действует в Донецке, 2-й армейский корпус — в Луганске. На вооружении ополченцев находятся 478 танков, 848 бронеавтомобилей, 750 минометов, 208 РСЗО, 363 противотанковых комплекса. «Это больше, чем на вооружении Великобритании», — посчитал глава МВД Украины, подчеркнув, что численность и структура формирований, а также данные об имеющихся в их распоряжении бронетехнике, минометах и ракетном вооружении известны украинской стороне благодаря деятельности разведки.
Впрочем, существенным преимуществом ополченцев является конфигурация линии фронта. ЛНР и ДНР имеют возможность пользоваться внутренними коммуникациями и способны сконцентрировать отвлекающие и ударные кулаки. Да, украинские войска могут прорвать линию обороны ополченцев в каком-то определенном месте. Однако локальный успех может очень быстро привести к окружению и разгрому.
Вероятно, в случае нового «котла» для помощи попавшим в окружение военным придется снимать подразделения с других участков фронта. При таком развитии событий ополченцы смогут стремительным ударом выйти на оперативный простор, и возникнет угроза полного обвала украинского фронта. Вероятно, все это, как и воспоминания о «котлах» 2014 и 2015 годов, до сих пор охлаждает пыл украинских генералов.
Игорь Кармазин