Сегодня состоялась презентация отчета аналитиков Независимого антикоррупционного комитета по вопросам обороны (НАКО) «Способы нелегальной торговли с неподконтрольными Украине территориями Донецкой и Луганской областей» (НАКО). Доклад основан на более чем 40 интервью с участниками АТО, волонтерами, представителями силовых структур и местными жителями.
Отчет стал результатом совместной инициативы Transparency International Defence and Security (Великобритания) и украинского представительства глобальной сети Transparency International.
В нем эксперты представили пять способов нелегальной торговли с неподконтролькными территориями Донбасса.
1. Через автомобильные коридоры и контрольные пункты.
«В этом случае злоумышленники прибегают к манипуляциям с документацией грузов. Например, списывают его как гуманитарную помощь. Часто для транспортировки нанимают курьеров, которые проводят или переносят вручную товары через пропускные пункты», — рассказал Артем Давыденко, аналитик НАКО.
2. Через гуманитарно-логистические центры, которые были организованы для розничной торговли. Центры создают возможности перемещать товары за линию разграничения в больших объемах.
«Преимущественно работа этих логистических центров превратилась в обычную перевалку грузов, то есть она служит для легализации тех явлений, которые запрещены», — заявил заместитель министра по вопросам оккупированных территорий и внутренне перемещенных лиц Георгий Тука.
3. Через 7 железнодорожных коридоров.
Как отмечается, до официального введения Украиной блокады ЛНР и ДНР для нелегальных поставок использовались 7 железнодорожных коридоров: во многих вагонах, перевозящих уголь, было оборудовано двойное дно или же использовались неучтенные вагоны, в которых нелегально вывозили товары.
4. В обход пунктов пропуска по серым зонам. Товары пересекают линию разграничения в так называемой серой зоне при пособничестве военнослужащих.
Как отмечается, в 2015 году такая плата за пересечение одного блокпоста колебалась от 2 до 20 тыс. грн, а прохождение всех блокпостов — от 25 до 120 тыс. грн в зависимости от груза.
5. Прерванный транзит в РФ. Товар, который направляется в неподконтрольные районы Донецкой и Луганской областей декларируется как транзитный в Россию. На территории РФ информацию в накладной меняют. И уже с территории РФ груз заезжает в ЛДНР через неконтролируемые участки границы.
Эксперты констатировали, что нелегальная торговля с непризнанными республиками вредит обороноспособности страны, подрывает ее имидж и экономику.
Об этом в ходе конференции заявил Георгий Тука, хотя пару дней назад против изоляции ЛДНР выступил заместитель министра по вопросам временно оккупированных территорий Украины Юрий Грымчак. Он выразил сожаление по поводу того, что население народных республик тратит деньги, полученные на подконтрольных территориях, на товары российских и белорусских, а не украинских предприятий.
«Ошибкой Украины было то, что она в своё время остановила все поставки продовольственных товаров на неконтролируемые территории. Ведь украинские предприятия потеряли рынок сбыта и фактически отдали его гражданам России», — заявил заместитель министра по вопросам временно оккупированных территорий Украины Юрий Грымчак.
В марте президент Украины Пётр Порошенко выступил с инициативой ввести запрет на перемещение грузов через линию соприкосновения, за исключением гуманитарных грузов. Совет национальной безопасности и обороны Украины поддержал предложение главы государства. Затем уже последовала железнодорожная блокада Донбасса со стороны украинских радикалов.
На сегодня через контрольные пункты пропуска гражданам разрешено провозить товары, за исключением подакцизных, суммарная фактурная стоимость которых не превышает 10 тысяч гривен, а общий вес — 50 килограммов на человека, продукты для собственного потребления, стоимость которых не превышает пять тысяч гривен, а вес — 50 килограммов на человека, алкогольные напитки и табачные изделия (200 сигарет/50сигар или 250 граммов табака).
И похоже, нелегальная торговля в ближайшее время никуда не уйдет. Главная причина этому — высокая прибыльность такого бизнеса.
«Если сравнивать средние цены в супермаркетах Киева и цены на неконтролируемых территориях, то разница будет составлять в среднем 30%. В некоторых группах товаров: мясо, фрукты и некоторые виды алкоголя разница может достигать 60% и более», — заявил на презентации отчета аналитик НАКО Артем Давыденко.
Ukraina.ru побеседовала с экспертом Киевского центра политических исследований и конфликтологии Алексеем Поповым. По его мнению, вопреки тревожным голосам с Донбасса, политика Киева в этом вопросе вряд ли изменится.
— Можно ли ожидать от Киева ослабления блокады Донбасса в ближайшее время?
— Я исключаю, что будут какие-то послабления. Запрет на товары народного потребления вступил еще в 2015 году, когда в СБУ представили перечень товаров, которые можно были перевозить. Еще до блокады Донбассы торговля с Донбассом свелась к углю, коксу, металлургической продукции и всей продукции, которая необходима для функционирования шахт и металлугргических заводов, которые юридически были перерегистрированы на подконтрольные Украине территории.
Тогда запрет на торговлю с Донбассом товарами ширпотреба никто не реагировал. И это создало основу для контрабанды. Сейчас легализация торговли упирается в вопрос о собственности на предприятия на территории Донбасса, имея в виду шахты и металлургические комбинаты. Я не представляю, чтобы ЛДНР вернули эти предприятия в фактическое управление украинским владельцам.
Украина вряд ли снимет блокаду, несмотря на общественное движение. От блокады украинская экономика не пострадала в критической степени. Во время принятия закона о реинтеграции Донбасса будут предложены поправки, отменяющие блокады или смягчающие ее, но вряд ли они наберут заметное число голосов.
Выгодно ли Украине отказываться от нелегальной торговли?
Понятно, что это выгодный бизнес, он делается не только через контрабанду. Мелкие предприниматели провозят какое-то количество продуктов как товары личного пользования. На это власть может отреагировать перекрыванием лазеек, а на Украине множество активистов и радикалов, которые могут в этом поучаствовать. Этот рынок выгоден достаточно влиятельным людям.
Я не вижу заметного лобби в пользу прекращения блокады Донбасса. Показательно, что когда Донбасс был закрыт для украинской аграрной продукции, для легкой промышленности, медикаментов, никакого протеста среди аграрников и фармацевтов не возникло.
Георгий Тука уже давно стал голубем мира, что интересно. Но его инициативы в последнее время не реализовывались. Тенденция совершенно противоположная.
Предприятия имеют определенные рынки сбыта, то есть продукция уходит к посредникам, которые отдают ее контрабандой. Но для предприятий главное, что они эту продукцию как-то все равно продают. А дальше им уже менее интересно. Смысл бороться с этой схемой, если она приносит прибыль?
Действительно ли торговля подрывает обороноспособность страны?
Конечно, если военнослужащие задействованы в каких-то коммерческих операциях с людьми по ту сторону фронта. Такая торговля с теми, кто именуется врагом, подрывает состояние украинской армии. Это, естественно, власть расстраивает, но неофишируемая прибыль от этой торговли перекрывает все.