Чтобы этого не произошло, Киев будет действовать, только получив точное и эффективное оружие из США. Если эти планы будут реализованы, есть опасность, что на востоке Украины утихнут последние голоса разума.
Украинская армия действительно усовершенствовалась и реформировалась за очень короткое время, и не только на 750 миллионов долларов предоставленной ей иностранной военной помощи. Но, несмотря на рост боеспособности, захватить и вернуть обратно Донбасс будет непросто. Москва по-прежнему играет главную роль в деле войны и мира на Украине, и она с легкостью может свести все усилия Муженко на нет. Россия может поставить больше (и более эффективного) оружия донбасским сепаратистам и координировать их действия на поле боя. Известно, что украинские войска, сталкиваясь с местными ополченцами, часто терпели поражение в бою. Россия еще не продемонстрировала всю свою военную силу, которой она может помочь Донбассу, задействовав, в том числе, авиацию. В конце концов, планы Муженко не только не реальны, но и не устраивают украинских граждан, которые уже крайне нетерпеливо относится к обещаниям политической элиты.
Россия не слишком заинтересована в аннексии Донбасса или сепаратистском референдуме. События на Восточной Украине оказывают политическое и экономическое влияние на Россию, и совершенно ясно, что Донбасс останется в составе Украины, а Киев сохранит над ним контроль. Но вопрос в том, как это будет достигнуто. Сила, конечно, не метод урегулирования ситуации на Украине. Нужен политический процесс, в котором будет признан особый статус региона, и в котором будут участвовать заинтересованные международные субъекты, причастные к этому кризису. В начале октября Россия одобрила идею миротворческой операции ООН, целью которой была бы реализация минских договоренностей для разрешения конфликта на востоке Украины.
Любой другой вариант развития событий лишь подтвердит жестокую и нескладную природу украинского государства. Поэтому все, кто поддерживает вооружение Украины, руководствуясь даже благими намерениями, пренебрегают возможностью политического решения и предлагают только военное. Оно устраивает главу украинского государства Петра Порошенко, весь политический капитал которого основан лишь на обещаниях. Он и не думает ускорять реформы, пока политические кланы наживаются за счет националистически настроенных украинцев. Похоже, другие страны волнуются за Украину больше, чем ее собственное правительство.
Если Вашингтон под руководством Дональда Трампа с энтузиазмом отнесется к идее вооружения Киева, ситуация может серьезно осложниться, потому что опосредованная война с Россией превратится в явную помощь и вызов президенту Владимиру Путину. Кремль уже дал понять, что последует возмездие, если Соединенные Штаты действительно будут вооружать Киев для нападения на Донбасс. Тогда Россия начнет поставлять оружие лояльным к ней группировкам и провоцировать новые конфликты в других регионах близ своих границ. После доставки оружия украинской армии потребуется время для распределения, обучения и тактической подготовки к применению этих вооружений. Но к тому времени Россия уже может предпринять меры для защиты и наращивания своих наступательных вооружений.
Россия не может допустить поражения своих интересов на Украине ни в какой форме, особенно в преддверии 2018 года, когда в России состоятся президентские выборы. На Украине в 2018 году тоже пройдут выборы, парламентские, а президентские намечены на 2019 год. Если украинские планы все же будут осуществлены, то встает вопрос, как Киев поступит с Донбассом после военного вторжения в этот регион. Донбасс разорен, переполнен нелегальным оружием, его народ обнищал и крайне зависит от контрабанды и некоторых форм субсидий. Киеву будет очень трудно уследить за этим регионом, а тем более вернуть его обратно под крыло украинского государства. Кстати, у Украины еще и недостаточно денег для этого процесса.
Политика идентичности требует федерализации Украины. То, что русские называют Новороссией, при царе не было частью Украины. Такие города, как Харьков, Луганск, Донецк, Херсон, Николаев и Одесса, а также их области, были включены в новообразованные границы Украины только в 1920 году, то есть во времена новой советской власти. Однако этим регионам трудно будет добиться своей независимости или отделения, как удалось Крыму. После демилитаризации ООН эти регионы, в особенности Донбасс, будут готовы к определенному уровню деволюции, хотя даже из минских договоренностей непонятно, о какой именно деволюции идет речь.
Чего хотят Донецкая и Луганская области: федерального самоуправления или местной автономии? Остальная Украина отказывается обсуждать федерацию (Киев якобы боится ограничения своего суверенитета в вопросах внешней политики и безопасности). В минских договоренностях речь идет о безапелляционном признании права на выбор официального языка, хотя это никогда не вызывало споров, если учесть, что большинство украинцев каждый день говорит на русском, а не на украинском языке.
Главным вопросом будут налоговые взаимоотношения Донбасса и Киева. Сейчас регион не может положиться на свои налоговые отчисления и другие доходы, поэтому будет зависеть от денежных поступлений и других форм дотаций из Киева. Когда-то Донбасс был локомотивом украинской экономики, но те времена остались в прошлом. Сегодня Донбасс больше похож на старые промышленные и горнодобывающие регионы Европы без будущего, напоминающего прошлые экономические достижения. Нужно дать импульс этой нефункционирующей экономике, реинтегрировать Донбасс и вместе с тем восстановить торговые отношения с Россией. Только укрепление экономики, ее значительное обновление, может позитивно сказаться на урегулировании ситуации.
Украина должна понять, что идеи киевского генерала — только пустые мечты. Данный конфликт нельзя разрешить в ближайшем будущем военными средствами, даже имея новые «игрушки», которые украинцам может поставить Запад. На самом деле все это делается для отвлечения внимания украинских граждан. Политическое руководство старается как можно больше обострять донбасскую проблему и преувеличивать опасность, исходящую от России и донбасских сепаратистов. Но правда в другом: конфликт на разрушенном и возмущенном Донбассе имеет все шансы превратиться в замороженный.
Тогда нынешний статус региона (ни украинский, ни русский, ни самостоятельный), возможно, надолго превратится в статус-кво. Однако это не пугает многих украинских руководителей. Их больше интересует рост рейтингов популярности у общественности, ведь в данный момент Порошенко поддерживает всего 17% граждан. Поэтому они готовы рисковать и идти еще на один военный конфликт, не желая заниматься реальными и чрезвычайно необходимыми задачами для выстраивания государства.
Существует намного больший риск, чем конфронтация с Донбассом, поскольку те, кто считает, что реформы в украинском государстве можно начинать только после военной победы над Донбассом, поддерживают клептократическое правительство, а оно уже превратилось в синоним Украины. На самом деле не будь твердой руки Путина, Россия (после политики Бориса Ельцина) была бы такой же, как Украина. Может, украинцы станут для россиян примером, доказывающим, что стоит поддерживать стабильность, а не сильную клановую олигархию?
Ведран Обучина (Vedran Obućina)
Перевод: ИноСМИ