15 сентября в Киеве состоялась пресс-конференция на тему «Свобода Интернета на повестке дня Верховной Рады. Что ожидать в новом политическом сезоне?» Инициаторами была общественная организация «Интерньюз-Украина, активисты которой обеспокоены законодательными инициативами народных депутатов в сфере регуляции Интернета.
На следующей пленарной неделе Верховная Рада должна повторно рассмотреть законопроекты «Об основах кибербезопасности» и «О противодействии угрозам национальной безопасности в информационной сфере». Авторы законопроектов были тоже приглашены на пресс-конференцию, но, по словам организаторов мероприятия, отказались принять участие.
«Бан» в овечьей шкуре
Напомним, что данные законопроекты должны определить основные термины в сфере кибербезопасности и полномочия органов власти в данной области.
Однако, помимо этого, законопроект о кибербезопасности предполагает возможность блокирования сайтов по решению следователей или прокуроров, а законопроект о противодействии национальной безопасности в информационной сфере вводит понятие «технологической информации», разглашение которой может повредить национальной безопасности Украины. Данный пункт может быть использован для сокрытия практически любой информации о предприятиях или состоянии инфраструктуры, попутно облегчив, реализацию всевозможных коррупционных схем.
Засекречена может быть любая информация о функционировании объектов транспортной, информационной и телекоммуникационной инфраструктуры и объектов повышенной опасности. В реальности это может касаться информации о состоянии дорог, наличии угля на ТЭЦ, состоянии электросетей или ситуации в зоне АТО.
В первом чтении законопроект о кибербезопасности набрал лишь 186 голосов (при необходимых 226) и был отправлен на доработку. В июле секретарь СНБО Александр Турчинов обвинял депутатов в «популизме и демагогии» из-за провала голосования.
Оба законопроекта были инициированы членами правящей коалиции, однако вызвали резкую критику со стороны украинских журналистов, оппозиционных партий и евро-чиновников. Тем не менее, власти не отказались от попыток протолкнуть законопроекты. Сейчас их готовят ко второму чтению в профильном комитете. И можно с уверенностью сказать, что даже если их не примут на следующей неделе, будут пытаться протолкнуть вновь и вновь.
Как утверждает Татьяна Попова из ГО «Информационная безопасность»: «Явно виден настрой на введение цензуры: тематические законопроекты появляются снова и снова под разными номерами и в разных комитетах. Пока их удается останавливать благодаря вниманию общественности».
Учитывая пожелания «европейских партнеров», авторы законопроекта убрали пункт о возможности преследования на территории Украины лиц, совершивших или планировавших киберпреступления за пределами Украины. Данный пункт, как оказалось, противоречит некоторым международным договорам.
В случае принятия законопроектов на следующей неделе, в обеспечении кибербезопасности будут задействованы все органы государственной власти и спецслужбы. СБУ, в частности, получит официальное право тайных проверок всех объектов, отнесённых к критической инфраструктуре, а также сможет вводить «ограничения и блокирования доступа к ресурсам», которые признают причастными к кибертерроризму, а таковым может стать даже банальная критика действий властей.
Затанцуют все
Политику в сфере кибербезопасности будет формировать Кабмин. За кибербезопасность будут отвечать министерства, местные госадминистрации, органы местного самоуправления, правоохранительные органы, разведка и контрразведка, субъекты оперативно-розыскной деятельности. Обеспечение кибербезопасности страны возложено также на ВСУ, Нацбанк, предприятия, которые относятся к объектам критической инфраструктуры, предприятия и граждан, которые работают в сфере национальных информационных ресурсов, информационных электронных услуг.
Предприятия, отнесённые к критической инфраструктуре, обязаны будут ввести у себя комплексную систему защиты информации и получить соответствующий сертификат у аудитора Госспецсвязи, что фактически открывает возможности для новых коррупционных схем.
Тем не менее, основной целью данных законопроектов является не столько желание заблокировать оппозиционные медиа-ресурсы или подвергнуть репрессиям отдельных журналистов, сколько максимально препятствовать получению «нежелательной» информации.
Самая страшная тайна
Государство и без того активно и умело подавляет свободу слова, возбуждая уголовные дела против оппозиционных журналистов, проводя обыски в оппозиционных СМИ и блокируя сайты.
Однако помимо «пророссийских террористов» есть еще представители про-европейских общественных организаций и СМИ, в частности те из них, кто занимается «антикоррупционной деятельностью». Не секрет, что украинское правительство подвергается жесткой критике со стороны западных партнеров именно за отсутствие борьбы с коррупцией или симуляцию таковой.
Активнее бороться с коррупцией требуют от украинских властей практически на каждом международном мероприятии, угрожая отказом в финансовой помощи или кредитах. В данной ситуации законопроекты о кибербезопасности как нельзя кстати — они позволяют скрыть информацию, объявив ее «государственной тайной», разглашение которой может нанести урон безопасности государства.
Враг, как говорится, не дремлет и может воспользоваться любой информацией: об уровне заболеваемости корью в конкретном регионе, взяточничестве в новой полиции или экологической катастрофе.
Сколько средств было выделено на ремонт дорог в зоне АТО? Сколько потрачено? В каком состоянии находится дорожное покрытие? Информация об этом может вдруг стать «страшной тайной», что позволит и дальше практиковать коррупционные схемы, но уже без пристального надзора про-европейских антикоррупционных активистов. Нет информации — нет коррупции.
Нелишний инструмент давления
Кроме того, следует учитывать, что на Украине де-факто начинается предвыборная кампания, в ходе которой традиционно сливается масса компроматов. Основным противником пропрезидентских сил, скорее всего, будут вчерашние «коллеги» по правительственной коалиции — такие же «проевропейцы» и «патриоты». Хотя их все равно можно объявить «агентами страны-агрессора», но ощутимого эффекта это уже не даст, что мы можем наблюдать сейчас в деле о «вторжении Саакашвили».
В таком случае закон о кибербезопасности может быть использован, как инструмент для «временного» блокирования СМИ конкурентов. Какой-нибудь следователь, сможет заблокировать ресурсы без решения суда. Затем их, конечно, разблокируют. После чего подобная идея может прийти в голову другому следователю или прокурору, хотя бы даже из банального желания выслужиться.
И вот мы видим уже первую робкую «ласточку». Не дожидаясь принятия законопроектов, СБУ 14 сентября потребовала от «Украинской Правды» (вполне лояльного властям ресурса) снять материал «Современное оружие для армии снова отложили «на завтра»» от 24 января 2017 — статью о срыве государственной программы реформирования оборонно-промышленного комплекса, поскольку это, якобы, является «разглашением государственной тайны».