Одесса стала первым украинским городом, где решено полностью отключить его жителей от централизованной подачи горячей воды. Вызванные огромными тарифами неплатежи за коммунальные услуги достигли таких размеров, что теплоснабжающая организация оказалась на грани банкротства. Есть все основания полагать, что на Одессе процесс отучения украинцев от горячей воды не остановится.
Власти города Одессы решили отключить все его жилые дома от услуг водоснабжения в рамках начала реализации программы на 2017-2020 годы. Об этом заявил специалист управления городского хозяйства Сергей Сорокин, передает местный портал Vgorode.
Причина в том, что предприятие «Теплоснабжение города Одессы» стало убыточным именно из-за предоставления услуг горячего водоснабжения. Оплата населения не покрывает расходы предприятия, которое за прошлый год накопило долги на 12,5 млн грн, или 26,6 млн рублей, жалуется компания. Цепочка проста — население не платит компании, а компания не может расплатиться с поставщиком газа, который используется для подогрева воды.
В итоге власти Одессы не придумали ничего лучшего, кроме как вообще отключить город от горячей воды. По закону сделать это, кстати, можно, так как горячая вода не имеет статуса «первой необходимости», в отличие от холодной. Чтобы не оставить социально незащищенных совсем без поддержки, мэрия пообещала им за счет города установить бытовые бойлеры.
Одесситы же не платят, потому что считают квитанции ЖКХ разорительными. Согласно расчетам экономиста из «Украинского выбора» Александра Колтуновича, с приходом новой власти в 2014-2017 годах тарифы на газ для населения страны выросли на 948,8%, на отопление — на 1133%, на горячее водоснабжение — на 559,2%, на электроэнергию — на 321,4%. «Именно рост тарифов на газ спровоцировал и рост тарифов на тепловую энергию, и на горячее водоснабжение», — говорит Колтунович.
По его расчетам, рост тарифов привел к тому, что в сравнении с 2013 годом средние начисления за услуги ЖКХ выросли в шесть раз — до 1462,5 грн, а задолженность населения за услуги ЖКХ увеличилась в 2,4 раза — до 29,4 млрд грн. Как результат, уровень оплаты сократился на 32,4% — до 62,6%. «Пошла циклическая реакция. Вслед за ростом неплатежей наблюдается рост задолженности энергетических предприятий перед обслуживающими их компаниями. Учитывая тот факт, что больше всего — в 11,3 раза — выросли тарифы на отопление, именно поставщики этих услуг и переживают худшие времена», — отмечает украинский экономист.
Но главное, что доходы жителей Украины никак не коррелируют с местными тарифами на услуги ЖКХ. Всего за услуги ЖКХ проживающим в однокомнатной квартире приходится в месяц платить 2500 гривен (5370 рублей), в двухкомнатной — 3600 гривен (7733 рубля), трехкомнатной — 4900 гривен (10 525 рублей), говорит Колтунович. Тогда как минимальная заработная плата в стране равна 3200 грн (6873 рубля), среднемесячная по стране — 6000 грн (12 888 рублей), а минимальная пенсия — 1312 грн (2818 рублей). Неудивительно, что в стране образовалось рекордное количество получателей субсидий — 7,5 млн семей, которым только в 2017 году будет выделено 51 млрд гривен. Хотя в реальности нуждающихся в субсидиях куда больше.
Как видно, рост тарифов — проблема далеко не только одной Одессы, а всей Украины. Но столь наплевательское отношение города к своим жителям наблюдается только в Одессе.
Вероятно, это является своеобразным «наказанием» власти за то, что возмущенные высокими тарифами жители Одессы и области в декабре 2016 года потребовали от премьер-министра Украины Владимира Гройсмана заплатить за них по квитанциям ЖКХ. Тогда более 5 тыс. одесситов направили ему письма и копии своих коммунальных платежек с требованием «заплати сам».
Переход на бойлеры — это, конечно, не решение, а уход от проблемы. Даже с экономической точки зрения это путь в никуда, не говоря уже об обязанности представителей власти отстаивать интересы тех, кто дал им эту власть. Теплоснабжающее предприятие просто обанкротят, ему теперь тем более никто не заплатит по долгам ни гривны. Бабушки, дедушки, многодетные и малообеспеченные также не смогут себе позволить иметь горячую воду, нагреваемую бойлером, ибо это, как правило, дороже, чем использование централизованного горячего водоснабжения.
«В конечном счете это приведет к усугублению ситуации с неплатежами, только на этот раз пострадают поставщики электроэнергии, потребление которой вырастет в разы», — говорит Дмитрий Лукашов из IFC Markets. «Такой способ обеспечения населения теплой водой говорит о том, что либо власти уже совсем отчаялись урегулировать проблему более адекватными мерами, либо они не понимают, к чему в реальности может привести такая идея», — считает он.
Что же может сделать украинская власть? Вместо того, чтобы поднимать до небес цены на ЖКУ, нужна реальная трансформация системы ЖКХ. Бывший глава администрации президента Украины, глава «Украинского выбора» Виктор Медведчук еще в начале 2000-х годов предлагал начать модернизировать систему ЖКХ на новой технологической основе. Это, конечно, куда тяжелее и затратней, чем просто поднять тарифы, но в конечном счете это позволило бы не только обновить коммунальную инфраструктуру, но и в перспективе снизить тарифы.
«Единственный путь снизить затраты на производимую энергию — внедрять инновационные проекты в области энергосбережения. И законодательно можно сформировать соответствующий институциональный базис, с необходимой фискальной политикой поощрения и мотивации внедрения энергосберегающих технологий. И альтернативного пути у нашей страны нет», — считает Медведчук.
Например, рассказывает он, в частных домах замена нынешних систем газового отопления на альтернативные источники энергии (как правило, дрова или торфобрикет) обеспечивает экономию в десятки тысяч гривен за отопительный сезон. В многоквартирных домах, убрав утечки энергии и снизив затраты на подогрев благодаря модернизации, можно снизить конечную себестоимость потребляемой энергии в несколько раз.
Впрочем, у украинских властей был и третий, более простой вариант. А именно — достаточно было просто не рушить экономические связи с Россией. Тогда Украина могла получать газ по достаточно низким ценам (как Белоруссия и даже еще меньше), а не переплачивать за него в карман европейским трейдерам.
«Украинцы, отказавшись от восточного вектора интеграции в 2014 году, потеряли возможность получить втрое ниже цены на газ от показателей 2013 года. Кроме того, для Украины в рамках ЕАЭС предусматривалась отмена экспортной пошлины и на газ, и на нефть, что означало для бюджета и граждан страны экономию в 7-8 млрд долларов ежегодно. А в случае создания трехстороннего газотранспортного консорциума предполагалось объединение газотранспортных систем. В этом случае Украина получала бы не только скидку на газ, но Россия, взяв в аренду трубу, инвестировала бы в ГТС нашей страны миллиарды долларов», — напоминает Александр Колтунович.
Теперь ГТС грозит стать металлоломом, а украинцам грозит отказ от горячей воды, да и тепла в зимний период ради экономии.
Тарифы на ЖКУ на Украине еще продолжат расти, как и долги населения перед поставщиками коммунальных услуг. А это значит, что убыточными скоро станут коммунальные предприятия и в других городах Украины. Поэтому одесский прецедент по отказу от централизованной горячей воды, скорее всего — только первая ласточка, и аналогичная мера грозит жителям остальных городов Украины.
Ольга Самофалова