Новости о голосовании за предоставление безвизового режима посещения Евросоюза для украинцев идут в украинских СМИ вперемешку с сообщениями о действиях табачных контрабандистов, которые буквально штурмуют в последние дни разные участки западной границы ЕС.
Так, 1 апреля пограничники Луцкого отряда блокировали попытку нелегально доставить на территорию Польши 18 тысяч сигарет. Их собирались переправить через Западный Буг с помощью небольшой флотилии резиновых лодок, погрузив товар в 36 обернутых полиэтиленом ящиков. Причем, это произошло ровно через месяц после того, как польские пограничники задержали в этом же месте лодки, на которых перевозили 24 ящика с украинскими сигаретами. 4 апреля в пункте пропуска «Порубное» было обнаружено 8000 пачек сигарет на сумму 340 тыс грн., спрятанных в днище направлявшегося в Румынию автомобиля. А уже на следующий день такой же груз задержали на Львовщине во время осмотра грузового автомобиля в пункте пропуска «Шегини».
6 апреля сотрудники Закарпатской таможни нашли в тайнике грузовой машины 366 пачек сигарет общей стоимостью почти 7300 грн. А пограничники Львовского отряда практически одновременно нашли сигаретный клад в вагоне грузового поезда, загруженного железной рудой. Причем, возле ящиков с сигаретами находился GPS-навигатор, по координатам которого их должны были отыскать сообщники технически продвинутых контрабандистов, ожидавшие этот нелегальный груз на территории Польши. А незадолго до этого там же, на КПП «Шегини» обнаружили огромную партию контрабандных сигарет, ловко замаскированных под «легальный» древесный уголь.
Чтобы понять, насколько шокирующими являются сейчас объемы сигаретной контрабанды из Украины в страны Евросоюза, достаточно сказать, что, по данным самих таможенников в их руки попадает менее десяти процентов контрабандного груза. По мнению экспертов компании Britisch American Tobacco Germany, только в Германию из Украины ежегодно поступает 3,2 миллиарда сигарет, или более 150 миллионов пачек, каждая из которых приносит €1,5. В целом же чистая прибыль украинской сигаретной мафии на европейском рынке составляет 450-600 миллионов евро в год. А согласно данным коалиции общественных организаций и инициатив «За вільну від тютюнового диму Україну» объемы продажи контрабандных украинских сигарет достигают миллиарда долларов.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Дело-табак Антимонопольного комитета Украины: борьба за власть под дымовой завесой
Такие масштабы заставляют говорить о том, что сигаретная контрабанда превратилась в настоящую отрасль теневой экономики Украины, в которую так или иначе вовлечены сейчас десятки тысяч людей, на всем протяжении границы от Волыни и до Буковины. Последние четверть века, после ликвидации колхозов и промышленных предприятий, контрабандный бизнес является для них едва ли не основным источником дохода. Деиндустриализованные после распада СССР регионы были обречены на это уже в силу своего географического расположения. В девяностые годы через них шел поток импортных товаров для украинских магазинов и вещевых рынков, а в обратную сторону через границу провозили водку, дизтопливо, бензин, лес. Однако со временем в контрабандных потоках начали стали абсолютно преобладать сигареты, которые без уплаты налогов и акцизных сборов различными способами перевозятся с территории Украины на территорию европейских стран. Ведь средняя цена пачки сигарет в Украине в несколько раз ниже ее стоимости на территории государств Евросоюза, где устойчиво растет спрос на недорогие марки сигарет, произведенных на фабриках постсоветских стран.
Как результат, сигаретная контрабанда стала для многих единственной альтернативой трудовой миграции в Россию или Евросоюз. А вблизи границы с Евросоюзом сформировалась специфическая теневая экономика, основанная на обслуживании этого контрабандного бизнеса, и протянулись невидимые цепочки, по которым табак попадает на рынки европейских стран. Причем, по словам известного украинского аналитика Максима Зинченко, приграничные города, расположенные вблизи пунктов таможенно-пропускного контроля, процветают за счет контрабанды, и единственные во всей стране демонстрируют сейчас некоторый экономический рост.
Местные жители, большинство которых имеют визы Евросоюза, по нескольку раз в неделю пересекают границу через таможенные пункты, стараясь пронести пачки сигарет под одеждой. Пограничники простукивают «подозрительные» выпуклости на их теле рукоятками отверток, стараясь по звуку определить наличие контрабанды. Однако это лишь капля в море — мелкий бизнес, позволяющий сводить концы с концами пенсионерам.
Иное дело — поставка крупных, «оптовых» партий табачной продукции, которую контролируют влиятельные представители местного олигархата. С этой целью в Украине практикуется множество различных способов контрабанды, которые часто поражают воображение, и могут стать основой сюжета авантюрной приключенческой киноленты.
Так, сигареты регулярно перевозят с аквалангами через речку Тиса, по которой проходит граница между Украиной и Венгрией. Для этого водолазы-контрабандисты используют специальные герметичные водонепроницаемые контейнеры. Буквально на днях, 4 апреля, на Закарпатье задержали очередного сигаретного аквалангиста, который признался, что организаторы контрабандных поставок платили ему за каждый заплыв всего по 500 гривен. Кроме того, ящики с сигаретами — по 50 блоков в каждом — перебрасывают через границу с помощью катапульт или переправляют по навешенным через нее в горах «канатным дорогам». Сигареты перевозят в специально выдолбленных для этого древесных стволах-«кругляках», которые отправляют на экспорт в железнодорожных вагонах. А в 2012 году словацкие правоохранители обнаружили «ужгородское метро» — 700-метровый электрифицированный подземный тоннель, по которому вагонетками доставляли сигаретные блоки. За несколько лет по нему перевезли огромные партии контрабандных сигарет на сумму около 150 миллионов евро.
Популярна и совсем уже «экзотическая» доставка по воздуху, для которой используются разнообразные летательные аппараты. Осенью прошлого года американский кабельный телеканал Viceland показал кадры с видеокамеры, прикрепленной на мотодельтаплан украинских контрабандистов, которые признались, что имеют с каждого сигаретного рейса 300% процентов прибыли.
Однако, такие полеты связаны со смертельным риском — только в течение прошлого года польские пограничники обнаружили два потерпевших крушение дельтаплана, пассажиры которых разбились насмерть. А в 2015 году потерпел авиакатастрофу самолет АН-2, который также занимался по ночам контрабандной доставкой сигарет через границу с Белоруссией и Евросоюзом.
Естественно, власти пограничных с Украиной государств Евросоюза прекрасно осведомлены о нарастающих объемах табачной контрабанды. И после того, как Украине предоставят вожделенный безвиз, эта проблема всегда будет висеть над ним дамокловым мечем. Поскольку, при желании, европейские чиновники всегда смогут использовать ее как повод для приостановки действия безвизового режима. Тем более что многие украинцы действительно будут использовать его в целях своего вынужденного контрабандного ремесла.