Россия и Турция активизировали усилия по урегулированию сирийского конфликта, добиваясь немедленного прекращения боевых действий на всей территории воюющей страны. О подготовке соглашения между Дамаском и отрядами оппозиции, гарантами которого могут выступить Москва и Анкара, сообщил вчера глава МИД Турции Мевлют Чавушоглу. В случае установления перемирия противоборствующие стороны смогут перейти к следующему этапу: политическим консультациям в Астане о послевоенном устройстве Сирии.
Заявлению главы МИД Турции Мевлюта Чавушоглу о появившемся новом шансе на примирение в Сирии предшествовало появление информации турецкого агентства Anadolu о том, что Москва и Анкара ищут способы расширить формат перемирия в Сирии, уже действующего в Алеппо.
По данным агентства, вслед за договоренностями о прекращении огня в восточных районах Алеппо и завершении эвакуации мирных жителей и бойцов оппозиции Анкара и Москва уже согласовали план, который предполагает распространение перемирия на всю территорию Сирии.
В свою очередь, телеканал Al Jazeera сообщил о том, что часть группировок вооруженной сирийской оппозиции уже дала предварительное согласие на присоединение к режиму перемирия.
Вскоре после того, как агентство Anadolu распространило утечку о подготовке мирного плана Москвы и Анкары, глава МИД Турции Мевлют Чавушоглу подтвердил: дипломаты двух стран завершили работу над соглашением о перемирии, которое должно создать предпосылки для начала политического процесса.
Впрочем, несмотря на резкое сближение позиций Москвы и Турции по Сирии, наблюдаемое в последние недели, камнем преткновения по-прежнему остается вопрос о будущем послевоенном устройстве страны. Как следует из вчерашнего заявления Мевлюта Чавушоглу, сирийская оппозиция никогда не согласится с тем, чтобы президент Башар Асад и дальше оставался у власти.
«Процесс политического перехода с его участием невозможен», — настаивает турецкий министр.
Реакция российской стороны на сообщения турецких СМИ и официальных лиц об уже подготовленном мирном плане Москвы и Анкары оказалась более осторожной. Тем не менее пресс-секретарь российского президента Владимира Путина Дмитрий Песков подтвердил:
«Действительно, ведутся постоянные консультации с турецкими коллегами, где обсуждается различная модальность возможного диалога (по сирийской проблеме.- «Ъ»), который планируется в Астане».
Напомним, предполагается, что участники конфликта соберутся в столице Казахстана во второй половине января. Сейчас, как рассказала во вторник официальный представитель МИД РФ Мария Захарова, «идет процесс не рассылки приглашений, а формирования подхода и концепции этой встречи». После встречи в Астане ее участники могут переместиться в Женеву — там, согласно планам спецпосланника генсека ООН Стаффана де Мистуры, 8 февраля должны возобновиться межсирийские переговоры.
Хотя говорить о начале нового этапа в сирийском урегулировании пока преждевременно, инициатива Москвы и Анкары не осталась незамеченной на Западе. Как заявил представитель МИД Германии Себастьян Фишер, Берлин поддержит общенациональное перемирие в Сирии, если оно будет достигнуто.
«После шести лет горя и бедствий, которые пережили люди в Сирии, испытав много ужасного, они заслужили это перемирие»,- заявил дипломат.
Впрочем, по его словам, при любом составе участников политического процесса в Сирии в основу урегулирования должны быть положены резолюции Совета Безопасности ООН.
«Если информация о согласованном Россией и Турцией плане подтвердится, это означает, что эти две страны начинают играть ключевые роли в перезапуске мирного процесса в Сирии»,- пояснил «Ъ» старший научный сотрудник Института востоковедения РАН Владимир Сотников. По его словам, это соглашение можно будет считать развитием договоренностей, достигнутых в рамках трехсторонних переговоров глав МИДов России, Турции и Ирана, прошедших в Москве 20 декабря.
По мнению Владимира Сотникова, тот подход, который демонстрирует Москва, договариваясь с Анкарой и Тегераном по Сирии, более жизнеспособен, чем прежние российско-американские соглашения.
«Американцы показали, что не особенно владеют ситуацией в отношении тех сирийских оппозиционных группировок, членов которых они так или иначе поддерживают. Напротив, Турция и Иран могут вполне эффективно воздействовать на подконтрольные им силы»,- отмечает собеседник «Ъ».
Георгий Степанов, Сергей Строкань