Убийство российского посла в Турции Андрея Карлова в прямом эфире без преувеличения потрясло весь мир. Ненавистники России ликовали, друзья соболезновали. Большинство наблюдателей усмотрели в этом убийстве месть России за вмешательство в сирийский конфликт, в частности, за взятие правительственными войсками Башара Асада города Алеппо, как кульминацию этого участия.
Собственно, лозунги, которые выкрикивал сам убийца, 22-летний Мерт Алтынташ, говорят о том же. «Никто не будет в безопасности, пока дети Алеппо не будут в безопасности. Аллах Акбар», - кричал тот уже после выстрела в посла.
Турецкие власти поспешили связать убийцу с организацией Фетхуллаха Гюлена. Об этом прямо заявил мэр Анкары Мелих Гехчек. Сам Фетхуллах Гюлен поспешил осудить убийство, назвав его «чудовищным терактом».
Гюлен и FETO являются главной темой турецких выпусков новостей последние полгода. И то, что власти поспешили повесить убийство Карлова на исламского проповедника, никого не удивило. Более того, эта версия на первый взгляд вызывает даже некий скепсис. Ведь убийца, хоть и кричал «Аллах Акбар», ни слова не сказал про Гюлена, про Эрдогана, про нарастающую угрозу авторитаризма – все то, что могло бы прямо или косвенно указать на «Хизмет» и его лидера. Только про Сирию, только про Алеппо.
Но в данном конкретном случае все сложнее, чем кажется.
Убийца был полицейским, он окончил полицейское училище в Измире, более того – ранее служил в спецназе. А полиция, как мы помним, было местом глубокого проникновения гюленистов.
«Да, полиция сейчас обезглавлена, но сеть продолжает существовать, - указывает политолог Ильгар Велизаде. – Мы также видим, что теракт был тщательно спланирован. Убийца заранее знал о месте и времени проведения мероприятия, он знал, как проникнуть в здание с оружием, он не вызвал подозрений у личной охраны посла и других охранявших здание полицейских. А значит, операцию планировали те, кто в теме».
Но каковы мотивы убийцы и тех, кто его туда направил? Интересно то, что этим мотивы могут сильно отличаться. Турецкое телевидение день и ночь передает новости из Сирии. И убийца вполне мог быть убежден, что, убив посла, он мстит России за Алеппо.
Действительно, сближение Москвы и Анкары стало решающим фактором последних поражений антиправительственной оппозиции в Сирии. Но об истинных причинах убийца посла мог не иметь ни малейшего представления, выступая лишь слепым инструментом тех, кто его туда направил.
Вскоре после попытки военного переворота в ночь на 16 июля появилась информация о том, что именно российские спецслужбы сыграли значительную роль в срыве операции военных. Якобы именно они предупредили Реджепа Тайипа Эрдогана о планируемом захвате власти, это знание и помогло президенту в итоге одержать над путчистами победу.
«Посол России в Турции Андрей Карлов мог быть одним из тех, кто передавал эту информацию. А значит, у FETO, если она причастна к перевороту, помимо желания отомстить России в целом, могли быть причины для личной мести Карлову», - говорит Ильгар Велизаде.
Кроме того, убийство посла – это попытка выиграть время. «События в Сирии развиваются стремительно, каждый день на счету. Сейчас готовится визит Реджепа Тайипа Эрдогана в Москву, во время этого визита могут быть приняты какие-то прорывные решения. Убийство посла может отсрочить этот визит и принятие этих решений. А значит, этот теракт может иметь куда более серьезные последствия, чем кажется», - уверен политолог.
Так или иначе, убийство посла – это, в первую очередь, элемент внутритурецкой борьбы за власть. После масштабных чисток в армии и полиции в системе безопасности страны образовались гигантские бреши. Это отметил и сам Фетхуллах Гюлен в своем заявлении.
«В Турции ухудшилась ситуация в сфере безопасности и борьбы с терроризмом в связи с тем, что правительство страны перенаправило сотни сотрудников полиции, занимавшихся контртеррористической деятельностью, на другую работу», - заявил имам.
Этими брешами вполне могут пользоваться те, кем еще вчера их закрывали. Огромное количество бывших полицейских и бывших военных ненавидят систему, в которой до недавнего времени работали. Эти люди – идеальный инструмент в руках противников нынешнего президента Турции Эрдогана, число врагов которого множится с каждым днем.
Вся эта история имеет давние корни и вызревала не один месяц и год.
Споры о том, что именно послужило причиной размолвки между политиком и имамом, и когда зародилось взаимное недоверие, не утихают до сих пор. Очевидно одно: примерно до 2010 года Эрдоган и Гюлен плыли в одной лодке и преследовали одни цели. Главной целью было ослабление влияние армии на политическую жизнь страны.
Эрдоган, который попал во власть благодаря движению «Братьев-мусульман», и Гюлен с его движением «Хизмет», в той или иной мере жаждали возвращения религии в каждодневную жизнь турок.
Эти два человека были естественными союзниками и такими же естественными врагами генералов, взращенных на идеях Кемаля Ататюрка. Оба – Эрдоган и Гюлен – были в свое время арестованы военными правительствами и отбывали тюремные сроки за распространения исламистских идей.
Полномочия военных как охранителей республиканского устройства Турции были записаны в Конституции, а также в армейском уставе, что давало армии право брать власть в свои руки в любой момент. Что, конечно, не устраивало РеджепаТайипа Эрдогана, склонного к авторитарному стилю правления.
За последние десять лет Эрдогану удалось в большой мере ослабить власть и престиж армии. Были внесены изменения в Конституцию, которые забирали у военных значительную часть полномочий. Во внутренней политике значительную власть получили подчиненные президенту спецслужбы и полиция. А портреты Ататюрка снимали со стен во многих турецких домах.
Эрдоган называл Фетхуллаха Гюлена не иначе как «ходжа эфенди» (учитель, наставник) и даже призывал его вернуться в Турцию. «Заграница – это тоска. Тоска восполняется очень тяжело. Разлуке должен быть положен конец. Ваше нынешнее отношение показывает, что вы, как и все, хотите конца этой тоске. Я понимаю это. Раз так, пусть тоска закончится»
С такими словами 14 июня 2012 года на закрытии 10-й международной олимпиады по турецкому языку Реджеп Тайип Эрдоган обратился к Фетхуллаху Гюлену.Хорошие слова о Гюлене произносили турецкие премьер-министры, министры, вся политическая верхушка. Но в какой-то момент началась междоусобица и риторика изменилась.
Первой публичной размолвкой между Эрдоганом и Гюленом могла послужить известная история с «Флотилией свободы». В мае 2010 года шесть судов с гуманитарным грузом, снаряженные организацией «Свободная Газа» (FreeGazaMovement), попытались прорвать израильскую блокаду сектора Газа и высадиться на берег. Флотилия была обстреляна Армией обороны Израиля, погибли несколько человек
Официальная Анкара тогда резко отреагировала на действия израильтян. После публикации отчета комиссии ООН, признавшей действия Тель-Авива адекватными и уместными, Турция понизила уровень дипломатических контактов с Израилем, фактически разорвав дипотношения. Фетхуллах Гюлен осудил действия турецких властей, назвав их контрпродуктивными. Такая реакция вполне укладывалась в примиренческую стратегию нурситов, а потому тот выпад против Эрдогана можно считать сугубо идеологическим – своего рода взглядом с укором от учителя ученику.
Но за первой размолвкой последовала вторая. Серьезным ударом по отношениям светского и духовного лидеров Турции стал коррупционный скандал, имевший место в Турции в конце 2013 года. Тогда Управлением по борьбе с финансовыми преступлениями была проведена масштабная антикоррупционная операция «Большая взятка». Под горячую руку антикоррупционеров попали большие люди – руководители ряда ключевых министерств, глава центрального банка, все – лояльные лично Эрдогану. И это уже была не идеологическая размолвка, а борьба за власть.
— В какой-то момент гюленисты стали давить на Эрдогана. Он явно выходил из-под контроля, не хотел делиться властью, и желал сбросить с себя влияние бывшего наставника, - считает Джавид Мовсумли.
— То есть в некотором смысле сам Эрдоган – взбунтовавшийся гюленист?
— Эрдоган формально никогда не относился к движению «Хизмет», не был нурситом. Но он пользовался большой поддержкой Фетхуллаха Гюлена и был связан с ним на этапе своего становления как политика государственного масштаба. В этом смысле да, он — взбунтовавшийся ученик.
Эрдоган пытается преследовать врагов Турции вне ее границ. До сих пор это могли себе позволить лишь такие страны, как США, Великобритания, Израиль, отчасти Россия. Но у Эрдогана нет такого влияния. Да и, откровенно говоря, не нужна ему голова Гюлена, который, оказавшись в Турции, тотчас превратится в мученика. Эрдогану выгодно иметь Гюлена в виде страшилки, на которую можно списать собственные ошибки и неудачи.
Так чего же хочет Гюлен? Имам проповедует базовые ценности: терпение, смирение, правильный образ жизни. Но чего он хочет на самом деле никто не знает. Если говорить о политике, то очевидно одно: Гюлен претендует на особое положение своих сторонников. И в этом смысле – это борьба за власть.
Для организации Гюлена переломным стал1996 год. Именно тогда она решили идти в политику.
Ни один гражданин или социальная группа не могут быть полностью изолированы от политики, потому что политические решения влияют на их жизни. Определенная роль, которую социальные группы играют в политике, является нормой в демократичных обществах, но это не делает «Хизмет» политическим движением
— Фетхуллах Гюлен
— Движение Гюлена в некотором смысле даже опаснее, чем Аль-Каида* или Исламское государство, - считает Эльхан Шахиноглу.
— Вы считаете такое сравнение уместным?
— Какой другой организации удалось поссорить две великие державы – Турцию и Россию? - ответил политолог.
Версия о том, что российский Су-24 был сбит не по приказу турецких властей, а самостоятельным решением пилотов турецких истребителей, мгновенно распространилась после попытки переворота.
«Именно «параллельное государство» испортило наши отношения с Россией. Это был инцидент, в котором участвовал один из пилотов этой структуры, он был одним из участников путча. До сегодняшнего дня мы это не озвучивали, держали в себе. Но я, Мелих Гекчек, говорю, что наши с Россией отношения испортили эти негодяи», - заявил мэр Анкары.
Оба пилота сейчас арестованы и содержатся под стражей.
Чушью называет попытки турецких властей дистанцироваться от сбитого Су-24 Фархад Мехтиев.
«Все ведь прекрасно помнят, что говорил Эрдоган сразу после инцидента с российским истребителем, а именно: что повторись эта история еще раз, мы снова бы сбили самолет. Винить после этого гюленистов просто смешно», - уверен он.
Фархад Мехтиев – необычный собеседник. Будучи деканом одного из факультетов университета «Кавказ» - того самого вуза, который в Турции назвали одним из центров распространения идей FETO, Фархад открыто говорит, что воспитывает в своих учениках либералов и настоящих демократов, не стесняется критиковать канонические устои ислама и даже пророка Мухаммеда.
Собственно моим главным вопросом, адресованным ему, был вопрос об истинных целях, которые преследует ФетхуллахГюлен.
«Женщины моих последователей могут не покрывать голову», - цитирует Гюлена Фархад.
Конечно, это отход от ислама, но отход неизбежный. Гюлензим можно сравнить с протестантским антикатолическим движением.
Это вынужденный шаг Фетхуллаха Гюлена, в противном случае ислам вообще может не выжить.
—Вроде того, что когда-то сказал иранский имам Хоменеи: «Защитить сегодня ислам намного важнее, чем совершать намаз и соблюдать пост» — вынужденный компромисс во имя спасения веры?
—Поймите, если христианский мир захочет удушить ислам, он это сделает. Арабы любят говорить, что США жаждут пролить мусульманскую кровь. Я лично не считаю, что так и произойдет, но это утверждение позволят реальней оценить картину мира. Запад хочет не уничтожить, а приручить ислам. Гюлен это прекрасно понимает. Почему мусульмане отстали? - Потому что неграмотны. И Гюлен говорит: «Если ты хочешь быть лучше перед Аллахом – учись».
—Так кто же все-таки Гюлен: мусульманский Мартин Лютер, защитник ислама, великий гуманист или талантливый авантюрист?
—Точно не последнее. Гюлен говорит: рубить руку за воровство, как предписывает Коран, сейчас нельзя. Мусульманское государство, о котором говорит Пророк, это идеальное государство мужчин и женщин, в котором воровство – настолько тяжкий грех, что за это можно отрубить руку. Но в неидеальном государстве, где совершаются куда более тяжкие преступления, и где таких преступлений множество, дословное следование Корану, было бы фарисейством.
—Значит, целью Гюлена является построение такого идеального мусульманского государства?
— Задача Гюлена – не столько построить такое государство, сколько вырастить то самое «золотое наследство», о котором он говорит в своих книгах. Если угодно — армию суперлюдей, которые такое государство и построят. И тогда «Бог передаст землю такому человеку».
— Можно вспомнить и другую восточную мудрость: «Хочешь победить врага – воспитай его детей». Не эту ли цель преследует Гюлен, обучая тысячи талантливых детей по всему миру?
— И что в этом удивительного? Сотни лет турецкие султаны набирали на службу янычар, которые преимущественно были христианами. Они являлись опорой владыки и были ему верны более, чем сами турки. Не забывайте: самое большое число гюленовских школ после Турции в самих США. В Азербайджане, Кыргызстане, России и других странах, речь идет о нескольких десятках таких школ, тогда как в Америке их полторы сотни.
Гюлен хочет создать сильное течение в США. Гюлен стар, он умрет и будет похоронен в США. Его могила останется там, и к этой могиле будут приходить его последователи. Во время битвы за Константинополь Эйюб Энсари, сподвижник Мухаммеда, сказал: «Похороните меня как можно ближе к стенам города. Мои наследники будут видеть мою могилу и идти дальше».
Да, Гюлен утратил позиции в Турции и некоторых других лояльных Анкаре странах. Но вместе с тем он усилил позиции в самой мощной стране мира и это куда важнее.
— Сегодня президент черный, завтра – женщина, послезавтра – гюленист?
Гюлен хочет, чтобы ислам был более влиятельным. И Гюлен – один из его главных защитников. Он действует умно, он никуда не спешит, и он не ограничен во времени даже продолжительностью своей собственной жизни
И пусть Хиллари Клинтон не удалось сменить Барака Обаму в Белом доме, едва ли это изменит планы Фетхуллаха Гюлена.
«Этот кроткий народ привязан к религии, но в конце концов он выполняет не повеления религии, а приказы государства. От всех этих шейхов-повстанцев, от тех, кто возмущается, что теряет власть над верующими, от всех этих боевиков, обученных в Иране, не останется и могил, даже если они хоть немного знамениты, как Саид Нурси. В этой стране тела религиозных лидеров, чьи имена могут стать знаменем, помещают в самолет и выбрасывают в море» - говорит один из героев романа «Снег» Орхана Памука.
Будучи последователем Нурси, который, возможно, уже превзошел учителя,Фетхуллах Гюлен спорит с этими словами, доказывая обратное действием.
Конец