«Я окончил университет в США и магистратуру в Японии. Для меня не существовало никакой проблемы сдавать тесты на английском», - сказал Актилек Тунгатаров. Актилек — один из ярких выпускников «Себата». Выглядит он соответствующе: строгий костюм, хорошие манеры, правильная речь на неродном для него русском языке.
Тунгатаров работает директором по устойчивому развитию компании Kumtor Gold Company и отвечает за социальные проекты и благотворительность. По роду службы он вхож в кабинет премьер-министра страны, поддерживает постоянную связь с депутатским корпусом, министрами.
Высокий статус Тангатарова обусловлен ролью Kumtor Gold Company в экономике Кыргызстана. Это крупнейшая компания страны, ее профиль – добыча золота. На долю Kumtor приходится 7% ВВП страны и 22% промышленного производства.
«Себатовцы» - главные претенденты на занятие серьезных постов в кыргызской бюрократии и в бизнесе.
Начальник отдела протокола администрации президента, посол Кыргызстана в США, собственники серьезных строительных компаний, руководители представительств крупных компаний-импортеров в потребительском секторе, таких как Levis и Collins - вот далеко не исчерпывающий перечь должностей, занимаемых выпускниками престижных турецких школ. Эти люди – новая элита страны.
Первый выпуск «Себата» состоялся в 1996 году, сейчас его выпускникам по 37 лет – слишком молодые, чтобы занять президентскую или премьерскую должность, но достаточно взрослые, чтобы об этом всерьез задуматься.
Не торопитесь брать власть. Мы подождем, и будем срывать зрелые фрукты через 20 лет. Вы должны перемещаться по артериям системы так, чтобы никто не замечал вашего существования, пока не достигнете всех центров власти. Вы должны ждать до тех пор, пока вы сможете взвалить на плечи весь мир и нести его. До этого момента любой шаг будет преждевременным – вы словно разобьете яйцо, не дождавшись того, как через сорок дней из него вылупится цыпленок
— Фетхуллах Гюлен
Гюлен в своих проповедях не скрывал ни целей своей организации, ни методов их достижения.
«В свое время я выступала с инициативой создания национальной корпорации выпускников, но у меня ничего не вышло», - рассказывает Ишенкуль Болджурова, дважды министр образования Кыргызстана (2002-2004 и 2007-2009 гг.), на время которой приходится расцвет турецких школ в среднеазиатской республике.
Выпускники турецких школ и университетов варятся в собственном соку и представляют собой закрытый клуб по интересам, куда заказан вход посторонним.
И это правило работает не только в Кыргызстане.
«Однажды я предложил своему знакомому встретиться в субботу. Мы давно не виделись, мне было интересно, чем он живет.
Я удивился, когда он мне отказал, сославшись на занятость, - рассказывает Джавид. Джавид Мовсумли, молодой азербайджанский историк, два года назад перебравшийся в Анкару.
— В тот день он играл в футбол с выпускниками своей школы, он сказал, что никак не может пропустить это мероприятие, чем немало меня удивил, — рассказывает Джавид.
«Аби» по-турецки значит «старший брат», «мудрый друг». Именно аби – связующее звено между выпускниками гюленовских школ. Он поддерживает отношения в компании, регулярно пишет письма и справляется о делах членов компании. Он же собирает ребят на встречи, посиделки, игры, курение кальяна или поход в чайхану.
Выпускники «Себата» встречаются ежемесячно. Они объединены в подобие бизнес-клуба, где обсуждают насущные вопросы, занимаются благотворительностью, ведут разговоры о политике.
«Им не важно, где ты работаешь, важно – на какой позиции. Если в банке – то обязательно главой правления или как минимум начальником департамента, если в университете – то не простым преподавателем, а деканом факультета, — объясняет Джавид Мовсумли»
Эти социальные лифты работают, потому что в основе общения выпускников гюленистских школ и университетов работает главное правило – правило взаимопомощи.
Меня мучит одна мысль: «Как думающие, образованные люди могут быть встроены в жесткую вертикаль принятия решений, о которой говорят противники Гюлена? Ведь такая покорность противоречит аксиоме, утверждающей, что «интеллект освобождает от зависимости»?».
Дело в восточной традиции, которая предопределяет почтительное отношение к человеку, давшему тебе образование», - отвечают на этот вопрос эксперты-востоковеды. Мугалим («учитель») имеет решающее слово в таких бизнес-клубах, будучи первым среди равных. Он определяет повестку собраний, а его мнение – наиболее авторитетное из всех.
В 90-х до 40% преподавателей лицеев были турками. Сегодня почти все они местные — учредители и руководство частных школ, как правило, выпускники того же «Себата». Круг замкнулся, система воспроизводит собственных лояльных менеджеров, и внешнее вмешательство, если и имеет место, то носит ограниченный характер.
Сломать эту машину почти невозможно. «Себат» монополизировал сферу качественного среднего образования.
В стране просто не осталось альтернативы турецким лицеям для тех молодых людей, что претендуют на успех и большое будущее.
По сути – это монополия на элиту целой страны.
Является ли религия скрепляющим веществом для этих людей?
«Некоторые ребята увлечены идеями нурсизма, но далеко не все, - поясняет мне Джавид Мовсумли. — Мои знакомые, выпускники гюленовских лицеев, не стесняясь, пьют пиво, ракы, они могут пропустить намаз. Они могут быть далеки от исламизма, но они всегда встанут на защиту своей школы»
«Если завтра нам, родителям и простым людям, скажут, что школы нужно закрыть, поверьте, мы не будет молчать», - сказал мне Актилек Тунгатаров.
Он преувеличивает угрозу. Президент Кыргызстана Атамбаев отнюдь не авторитарный лидер вроде того же Эрдогана или президента Казахстана Назарбаева, и, тем более, покойного главы Узбекистана Ислама Каримова. Если последние могли усмотреть в расцветающем в их странах молодом поколении гюленистов серьезных конкурентов, то Атамбаеву это ни к чему.
Президента Кыргызстана уже сейчас называют «хромой уткой»: с высокой долей вероятности в следующем году он вынужден будет отдать власть одному из многочисленных претендентов. Ему незачем ссориться с влиятельными гюленистами внутри страны, если он хочет спокойно дожить до пенсии.