В рамках Национального форума «Верховная Рада Украины. Итоги экватора деятельности» представители Гражданской сети «ОПОРА» оценили работу украинского парламента VIII созыва.
«Производительность деятельности парламента составляет сейчас 11%, то есть только 11% всех законопроектов, которые заходят в парламент, становятся законами», — сказал аналитик «ОПОРЫ» Александр Неберикут.
При этом коэффициент производительности одинаково низкий для всех фракций и колеблется от 3,5% для «Оппозиционного блока» до 13,8% для «Радикальной партии Ляшко».
Согласно социологическому опросу, проведенному Центром Разумкова в ноябре, всего 13,1% респондентов доверяют Верховной Раде.
Три главных скандала
Редакция издания Ukraina.ru вспомнила самые резонансные моменты из жизни украинского парламента за прошедшие два года.
Законопроект об особом статусе Донбасса
Серьезные разногласия среди депутатов вызвал законопроект о внесении конституционных поправок в части децентрализации власти, предполагающий закрепление особого статуса за отдельными районам Донецкой и Луганской областей, в соответствии с Минскими соглашениями.
31 августа 2015 года с утра группа ярых противников документа во главе с членами фракции Радикальной партии заблокировали президиум и трибуну в сессионном зале. Несмотря на их попытки сорвать голосование, оно все-таки состоялось. 265 голосами Верховная Рада в первом чтении приняла законопроект.
У стен парламента начались беспорядки: активисты под флагами Всеукраинского объединения «Свобода» и экстремистской организации (запрещенной в России) ОУН-УПА забросали яйцами, бутылками с водой, петардами и дымовыми шашками сотрудников правоохранительных органов и служащих Национальной гвардии, которых стянули для защиты здания Верховной Рады. В результате взрыва боевой гранаты, брошенной одним из митингующих, пострадал 141 человек, четверо нагвардейцев погибли.
Офшорный скандал
В апреле текущего года бурную реакцию в Верховной Раде вызвал скандал, связанный с учреждением президентом Украины Петром Порошенко трех офшорных компаний в Нидерландах, Панаме и на Кипре в 2014 году, согласно данным панамской юридической компанией Mossack Fonseca.
Олег Ляшко незамедлительно потребовал инициировать процедуру импичмента главы государства в порядке, предусмотренном статьей 111 Конституции страны: инициатива о смещении президента с поста должна исходить от конституционного состава Верховной Рады, а для проведения расследования парламент создает специальную временную следственную комиссию, в состав которой включаются специальный прокурор и специальные следователи.
Процедуру не запустили — в Верховной Раде не нашлось достаточного количества сторонников этой идеи. Кроме того, Ляшко призывает коллег принять специальный закон об импичменте президента. По его словам, Радикальная партия внесла проект документа еще несколько лет назад.
Расчет с обманутыми вкладчиками
Вечером 15 ноября 2016 года депутатам Верховной Рады пришлось в экстренном порядке принять закон о возврате вкладов клиентам обанкротившихся банков. Закон призван был успокоить общественность, в частности, протестующих в центре города вкладчиков обанкротившихся или обанкроченных НБУ банков.
После включения законопроекта о возврате средств вкладчикам банка «Михайловский» в повестку дня председатель парламента Андрей Парубий призвал профильный комитет как можно скорее приступить к рассмотрению документа для принятия по нему решения.
Популистский закон был принят, что дало понять главное — с властью можно говорить угрозами и силой, власть слаба и готова гасить общественное недовольство части населения в ущерб всем гражданами. Ведь вполне очевидно, что для выплаты вкладчикам «Михайловского» у Фонда гарантирования вкладов просто нет денег. А значит, деньги поступят из бюджета, в которой они в свою очередь появятся после включения печатного станках. А значит — снова девальвация гривны и рост цен.
Коалиция по требованию
27 ноября 2014 года фракции «Блок Петра Порошенко», «Народный фронт», «Самопомощь», «Радикальная партия» и «Батькивщина» создали правящую коалицию под названием «Европейская Украина». Таким образом, 302 депутата сформировали конституционное большинство.
После провала голосования за резолюцию о недоверии Кабмину Арсения Яценюка, на следующий день, 17 февраля 2016, Юлия Тимошенко сообщила о выходе «Батькивщины» из коалиции, поскольку усомнилась в способности парламентского большинства проводить реформы. На следующий день аналогичное решение приняла фракция «Самопомощи», которая решила признать невозможным дальнейшее пребывание в союзе с политическими силами, которые стали участниками олигархического переворота в парламенте, и прекратить участие в парламентской коалиции», — заявил глава фракции Олег Березюк.
Таким образом, правящая коалиция прекратила свое существование, поскольку вместо необходимого минимума в 226 голосов оставшиеся фракции имели всего 215 голосов. 29 марта ее ряды официально покинула и Радикальная партия Олега Ляшко.
Руслан Бортник: Коалиции в парламенте нет
В комментарии изданию Ukraina.ru директор Украинского института анализа и менеджмента политики Руслан Бортник оценил работу Верховной Рады как неудовлетворительную. Депутаты хоть и не без проблем, но все же смогли завершить реформу системы правосудия и антикоррупционную реформу, но децентрализация власти и выполнение Минских соглашений сорваны.
«Сегодня парламент находится в глубочайшем кризисе, коалиции нет не только де-юре, но и де-факто. Парламент работает в аукционном режиме — голоса собираются под конкретные вопросы, когда депутаты торгуются, как на базаре», — сказал политолог.
Бортник не исключает, что нынешний состав Верховной Рады может досрочно сложить полномочия.
«Очевидно, что Верховная Рада VIII созыва отработала свой ресурс и не сможет дать Украине ничего нового. В связи с этим назрел вопрос о проведении досрочных парламентских выборов, поскольку на фоне политического кризиса в стране парламентских кризис будет только усиливаться», — заявил он.