Трамп собирает президентскую команду
Избранный президент США Дональд Трамп всю неделю занимался отбором кандидатов на руководящие посты. Пока определены только претенденты на должности главы Центрального разведывательного управления (ЦРУ) и Генерального прокурора США.
Так, ЦРУ возглавит член палаты представителей от Канзаса Майк Помпео, а Генпрокурором назначен сенатор от Алабамы Джефф Сешнс. Кроме того, отставной генерал Майкл Флинн выбран на пост советника президента Трампа по вопросам национальной безопасности.
Флинн являлся советником Трампа по внейшней политике во время избирательной кампании. Сешнс и Помпео также безоговорочно поддерживают взгляды Трампа.
Но наиболее интригующая борьба развернулась за пост главы дипломатического ведомства США.
В числе возможных кандидатов на пост госсекретаря уже назывались бывший спикер палаты представителей США Ньют Гингрич, экс-мэр Нью-Йорка Рудольф Джулиани, глава комитета по иностранным делам сената Боб Коркер, бывший кандидат в президенты США от республиканцев Митт Ромни и ряд других политиков.
Следует отметить, что никто из них не не отличается близкой к трампу точкой зрения на внешнюю политику США, в частности, в отношении России. Каждый день появляются новые кандидаты в госсекретари, однако сами они говорят: кого именно выберет Трамп, знает только он сам.
Турция отворачивается от Евросоюза
Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что вступление в Евросоюз уже не является для Анкары единственным вариантом. Власти страны прорабатывают вопрос вступления в Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС).
«Brexit может распространиться, раздаются такие голоса из Франции, Италии. В этих условиях Турция должна себя чувствовать спокойно. Почему бы Турции не стать членом ШОС?» — сказал Эрдоган журналистам в самолете, возвращаясь в Турцию после визита в Узбекистан.
Он добавил, что обсуждал этот вопрос с президентами России и Казахстана. По его мнению, участие Турции в ШОС обеспечит ей больше свободы действий. Отношения с Россией турецкий лидер назвал неплохими, хотя «все сразу не может получиться».
Он рассказал о предстоящих контактах на высшем уровне: 5-6 декабря премьер Турции отправится с визитом в Россию, а в первом квартале 2017 года состоится российско-турецкий Совет сотрудничества высшего уровня.
Очевидно, что таким образом Эрдоган отреагировал на доклад Евросоюза, в котором обращается внимание на серьезные проблемы с правами человека, свободой слова и верховенством права в Турции.
Этот доклад совершенно очевидно показывал турецкому президенту, что в ЕС его с распростертыми объятиями не ждут. Потому ничего удивительного в том, что Эрдоган заговорил о сближении с Россией и Китаем, входящими в ШОС, нет.
Обама признал Россию сверхдержавой
Развитие ситуации в Сирии, в частности усиление там военной активности ВКС России, буквально раскрыло глаза американскому президенту Бараку Обаме.
Доподлинно неизвестно, что именно повлияло на него более всего — масштабный запуск по террористам крылатых ракет «Калибр» или первое в истории РФ использование в боевых дествиях палубной авиации.
Однако Обама фактически взял обратно свои слова, произнесенные им два с половиной года назад.
«Россия — региональная держава, и не из-за силы, а из-за своей слабости является угрозой для некоторых своих соседей», — заявлял Обама в интервью The Washington Post в марте 2014-го.
В четверг, 17 ноября, он заявил прямо противоположное.
«Мой принцип по отношению к России не изменился с первого дня моего президентства. Россия является важной страной, это военная супердержава, у нее есть влияние в регионе и в мире», — сказал он на совместной пресс-конференции в Берлине с канцлером Германии Ангелой Меркель.
Хотел ли он в очередной раз напугать своих союзников «российской угрозой» или просто отдал должное российским военным, не так уж важно. Американский президент фактически подтвердил то, что совсем недавно категорически отрицал: эпоха монополярного мира завершена, и Россия снова стала одним из ведущих игроков на мировой арене.