Еврейское счастье: как хасиды новый год на Украине отмечают - 13.07.2022 Украина.ру
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Еврейское счастье: как хасиды новый год на Украине отмечают

Читать в
ДзенTelegram
Умань не выдерживает огромного количества паломников-хасидов, которые приехали на могилу основателя брацлавского хасидизма Рабби Нахмана. Что связывает Украину и Израиль, и как складываются непростые отношения двух народов

В последние дни сентября аэропорты «Борисполь», «Жуляны», «Львов» и «Одесса», как и украинские пограничные пункты на словацкой, польской и румынской границах работали буквально на износ.

Причина — новый — 5777-ой год, который наступает 3 октября по иудейскому календарю. К этой дате в Умань — город в Черкасской области приехало свыше 20 тыс. паломников-хасидов. Всего же ожидается прибытие свыше 30 тыс. человек.

Для города такое нашествие паломников, несмотря на то, что оно повторяется из года в год, стало непростым испытанием. В этом году еврейский Новый Год — Рош Га-Шана — совпал с Днем города, который планировали отмечать в центре Умани. При этом речь идет о 400-летнем юбилее. Это создало дополнительную нагрузку на правоохранительные органы и инфраструктуру города, население которого составляет около ста тысяч человек. 

«Сегодня уже будет празднование Нового года, уже в город прилетел на вертолете премьер-министр Владимир Гройсман, тоже, видимо, попраздновать и День города, и Рош Га-Шана. Но тот микрорайон сейчас — сточные воды плюс канализацию прорвало, не выдерживают коммуникации такого наплыва на инфраструктуру. Практически на 4-5 улиц сейчас течет вода из канализации, МЧСники что-то там делают, хотят как-то это исправить», — заявил общественный активист из Умани Владимир Гончарук.

Тем не менее, такие мелкие проблемы для паломников — не проблема. Они прибыли издалека для того, чтобы посетить могилу Рабби Нахмана —цадика — благочестивого человека, мудреца и лидера общины — и основателя одной из ветвей хасидизма — брацлавской. Считается, что встреча Нового Года, когда на небесах оцениваются и измеряются поступки каждого иудея, у могилы Рабби Нахмана способна искупить многие грехи.

Поэтому количество паломников в Умань не иссякает. Несмотря на то, что сам город, да и вся Украина, для евреев — крайне противоречивая земля. С одной стороны — это вторая по святости земля после Эрец-Исраэль. С другой — именно здесь гонения на евреев были жестокими и массовыми.

Земля печали

29 сентября Украина отмечала траурную дату — 75 лет назад в Киеве начались массовые расстрелы еврейского населения в Бабьем Яру. Президент Украины во время траурной церемонии клеймил антисемитов и говорил, что подобное не должно повториться.

Однако значительная часть украинских политиков и чиновников, в том числе назначенных и самим Порошенко, сегодня крайне благожелательно относится к тем историческим деятелям, которые внесли посильную лепту в уничтожение евреев в годы Великой Отечественной Войны. Речь идет о националистах из ОУН и УПА. Это, в свою очередь вызывает непонимание у евреев, которые считают ОУНовцев виновными в преследованиях их предков. 

«Когда говорят, что украинские националисты боролись за свободную Украину, не надо забывать добавлять, что свободную от евреев и поляков», — заявил уже после выступления президента Украины глава Еврейского комитета Украины Эдуард Долинский, выступая на одном из ток-шоу.

Находившиеся рядом политики и чиновники — бывший народный депутат Степан Хмара, первый заместитель главы Национального комитета по телевидению и радиовещанию Украины Богдан Червак и директор Украинского института национальной памяти Владимир Вятрович — начали кричать на Долинского, обвиняя его в путинской пропаганде.

Вопрос об участии украинских националистов в Холокосте — крайне болезненный для Украины. Но и для Израиля тоже. Во время недавнего выступления в Верховной Раде президент Израиля Реувен Ривлин напомнил: в его стране помнят, кто именно преследовал евреев на Украине — это были в том числе члены ОУН. После этих слов на израильского президента обрушилась критика не только от маргинальных политиков, но и со стороны глав парламентских фракций.

Однако дело в украинско-еврейских отношениях не только в годы Второй мировой войны. На этой земле представителям разных народов жилось непросто. Собственно, причина, по которой Рабби Нахман переехал в Умань и завещал похоронить себя там — его желание быть поближе к жертвам чудовищного еврейского погрома, который произошел в Умани в 1768 году, после гайдамацкого восстания.

«Души умерших там за веру ждут меня», — говорил Рабби Нахман.

Уманьский погром 1768 года был не единственным. Достаточно сказать, что один из национальных героев Украины — гетьман Богдан Хмельницкий для современников-евреев был символом «Кар Господних». Именно так в еврейской народной памяти, по сведениям историков, запечатлелась освободительная война запорожского казачества против Речи Посполитой, начавшаяся в 1648 году. Тогда, по данным историков, погибло, а также умерло от эпидемий и голода 40-50 тыс. евреев, что составляло 20-25% еврейского населения Речи Посполитой по максимальным оценкам. Казаки враждовали с евреями как по религиозным, так и по социально-политическим причинам.

Это нашло отражение даже в архитектуре. Те, кто посещает город Дубно в Ровенской области, ради того, чтобы посмотреть на прекрасный замок 15 века, могут заметить за одним из отелей неподалеку от крепости здание с массивными стенами и крайне маленькими оконцами-бойницами. Это — не часть замка, а местная синагога. Подобные синагоги называются оборонными. Их возводили на пограничных украинских землях для того, чтобы выдержать осаду казаков, татар или местных борцов за «народное счастье». В 20-х годах ХХ века в рамках борьбы с религией некоторые из таких синагог пытались взрывать, но из-за массивности стен сделать это не всегда удавалось.

Да и до казаков отношения были непростыми. Первый еврейский погром в Киеве произошел в 1113 году во время восстания, охватившего город после смерти Святополка Изяславича, и направленного против его ближайших соратников.

Тем не менее, для евреев всего мира Украина остается святой землей. И дело не только в мучениках за веру, но и в том, что именно на этой земле зародилось одно из сильнейших течений в современном иудаизме — хасидизм.

Земля радости

В XVIII столетии на территории Речи Посполитой, на тех ее землях, которые ныне входят в состав Украины? зарождается новое религиозное течение в иудаизме — хасидизм. Его родоначальник — рабби Исраэль-Баал-Шем-Тов родился в селе Окопы, что ныне — в Тернопольской области, а умер — в Меджибоже, который сейчас находится в Хмельницкой области. Учение Баала-Шем-Това приобрело огромную популярность среди евреев. Его ученики были выдающимися цадиками, со своими школами.

От других течений хасидизм отличает внимание к эмоциональному постижению Бога, упор на экстатической мистике, ежедневные молитвы, медитации. Примечательно, что хасиды особое внимание уделяют радости, танцам и песням. Хасиды подчеркивают религиозную роль радости и веселья, через которые и можно приблизиться к Богу.

«Музыка обладает огромной силой привлечения к Богу. Развивай в себе привычку всегда напевать какой-нибудь мотив. Он даст тебе новую жизнь и пошлёт радость в твою душу», — говорил сам Рабби Нахман.

Собственно, обывателю хасиды известны по одежде, которая фактически не изменилась с XVIII столетия и танцам, в которых принимает участие и стар, и млад. Для своих песен хасиды могут использовать и современные популярные мелодии.

Рабби Нахман — основал брацлавское течение хасидизма. Но не менее популярны и другие учения, берущие начало на Украине. Так, резко отличающееся от других течений в хасидизме и в то же время, одно из самых массовых — любавичское возникло благодаря Рабби Менахему Мендл-Шнеерсону, который родился в Николаеве, жил в Екатеринославе (ныне — Днепр, бывший Днепропетровск), а умер в Нью-Йорке. Некоторыми хасидами Любавичский ребе почитается как мессия.

Известная и чернобыльская школа ученика Баала-Шем-Това Менахема Нахума Тверского. Вторым лидером хасидов после смерти Баала-Шем-Това был Дов-Бер из Межирича, который умер в Аннаполе, что ныне в Хмельницкой области.

Перечислять цадиков, населявших Украину, можно бесконечно. Как и рассказывать о тех школах хасидизма, которые зародились на Украине. Евреи верят, что и после смерти лидеры их общин оберегали этот край. Так, одна из легенд гласит, что когда советские солдаты вели бои под Меджибожем, немецкие солдаты по непонятной причине часто промахивались — так захороненный в этих краях Баал-Шем-Тов помогал солдатам.

Немало родилось на Украине и светских еврейских деятелей. Среди отцов-основателей Израиля хватало выходцев из Украины. Друг первого премьер-министра Израиля Давида Бен-Гуриона, второй президент Израиля Ицхак Бен-Цви — родом из Полтавы. Четвертый президент страны Эфраим Кацир родился в Киеве. Второй премьер-министр страны Моше Шарет родился в Херсоне, четвертый — Леви Эшколь — в местечке Оратов Киевской губернии, пятый —Голда Меир — родилась в Киеве.

Этот список можно продолжать до бесконечности. И именно поэтому Украина для евреев — не чужая земля. И все, что происходит в этой стране тем или иным образом затрагивает многих евреев, которые живут не только на Украине, но и в Израиле, США и многих других государствах мира.

 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала