«Мы разговаривали о том, как достичь реального размежевания вдоль линии разграничения на Донбассе», — заявил Павел Климкин на брифинге и пообещал, что завтра стороны продолжат работу, правда, уже не в Киеве, а на Донбассе.
Важный момент: назвав встречу «интересной и содержательной», глава украинского МИДа прокомментировал только один из этапов реализации мирного плана. Думаю, сегодня ни у кого не вызывает сомнений, что прекращение огня на Донбассе и отвод вооружений от линии соприкосновения — это ключевой этап в урегулировании конфликта на Востоке Украины. Однако вслед за этим необходимо перейти к реализации остальных пунктов Минских соглашений, чтобы достичь гарантированного и стабильного мира на Донбассе.
К сожалению, об этом глава украинского МИДа умолчал. Зато о стратегии мирного урегулирования конфликта на Востоке Украины подробно рассказал глава МИД Франции Жан-Марк Эро. Он убежден: после восстановления режима тишины стороны должны перейти к реализации политической части Минских соглашений.
«Хочу сравнить этот процесс со строительством дома, — заявил французский дипломат. — И сейчас мы закладываем фундамент. Речь идет о прекращении огня, конечно, об отводе войск… К этому также добавляется законопроект о местных выборах на Донбассе, а также о спецстатусе». Следующим этапом глава МИД Франции называет «утверждение Верховной Радой даты проведения выборов, завершение конституционной реформы, принятие законов об амнистии, одновременно и параллельно разведение войск по всей линии фронта, создание новых пропускных пунктов, освобождение заложников, окончание выведения войск и полный доступ к границе».
Стоит ли говорить, что это заявление не согласуется с традиционной риторикой «партии войны» во власти (и от представителей официального Киева, и от сонма политических и околополитических экспертов мы постоянно слышим, что Минские соглашения должны выполняться строго по пунктам, что не только проведение выборов, но и принятие закона о них возможно лишь после «восстановления полного контроля над границей»).
Ультимативная позиция, язык шантажа и угроз, который используют представители «партии войны» как в правительстве, так и в ВР, — это главное препятствие для выполнения Минских соглашений и восстановления мира на Донбассе. Если судить по заявлениям украинской стороны, то складывается впечатление, что в мирном урегулировании конфликта на Востоке Украины Европа заинтересована куда больше, чем Киев. Да, европейцы хотят видеть Украину политически стабильной, не несущей угрозы европейскому сообществу. Но стабильности и мира хотят и миллионы украинских граждан. Согласно исследованию, проведенному Киевским международным институтом социологии, продолжение минских переговоров поддерживают две трети (66,7%) украинцев. И официальный Киев, принимая решения, которые могут активизировать реализацию Минских соглашений, должен ориентироваться на мнение граждан, а не на позицию «партии войны».
Для того чтобы Украина выполнила взятые на себя в Минске обязательства, необходимы и политическая воля, и политический ресурс. Хочется верить, что после состоявшейся встречи министров иностранных дел и достигнутых на ней договоренностей Киев приступит к выполнению Минских соглашений, что позволит создать прочный фундамент для стабильного мира в Украине.