Согласно данным газеты «Коммерсант», банк ВТБ не смог продать свой украинский бизнес. Переговоры, которые собственник банка вел со структурами Рината Ахметова и Сергея Тигипко завершились неудачно из-за слишком разной оценки стоимости этого бизнеса.
Украинские «дочки» российских госбанков — в тройке самых убыточных по состоянию на 1 июля 2016 года. Совокупный убыток ВТБ, «Сбербанка» и «Проминвестбанка» (принадлежит «Внешэкономбанку») составляет около 11 млрд грн. Эти компании стали бременем и, несмотря на то, что еще в 2015 году глава ВТБ Андрей Костин заявлял, что группа намерена сохранить украинский бизнес, уже в этом году было принято прямо противоположное решение.
Так в чем же главная проблема российских госбанков в Украине? Во время Майдана филиалы Сбер и ВТБ, расположенные на Крещатике, в эпицентре противостояния активистов и правоохранительных органов, не только уцелели, но продолжали работать до последнего, едва не до кровавых событий января-февраля 2014 года. Тогда протест не носил ярко выраженный антироссийский характер. Но после победы Майдана и бегства Януковича антироссийская риторика стала доминировать в устах тех, кто припал ко власти.
Офисы банков неоднократно становились жертвами нападения радикалов. Хотя в этих офисах работали украинцы, эти банки платили налоги в Украине, на депозитах в этих банках держали свои деньги украинцы (баки входят в число самых надежных), равно как эти банки кредитовали украинскую экономику. Те же «Сбербанк Украина» и ВТБ Украина входит в число крупнейших банков, выдающих кредиты юридическим лицам.
Не даром оскандалившийся на днях антикоррупционер Сергей Лещенко решил платеж за квартиру проводил именно через «Сбербанк России» в Киеве. Просто потому, что был уверен: платеж не задержат, деньги не пропадут. И даром, что украинский банк принадлежит российскому Сбербанку, 100% акции которого владеет правительство Российской Федерации, которая, как известно, является «страной-агрессором». А Лещенко — не только счастливый владелец квартиры, но и депутат, который голосовал «за» соответствующее постановление Верховной Рады. Но, как говорят, котлеты отдельно, мухи отдельно.
Главная проблема «дочек» российских банков — плохой портфель кредитов. Проще говорят — невозврат выданных кредитов. Для этого в Украине были созданы все условия. Антироссийская истерия в стране дала нерадивым заемщикам хороший повод не платить по своим долгам. Теперь это можно было оправдать все чем угодно — от нежелания пополнять кошелек «оккупантам» до генетической ненависти к Путину — главное, что долг можно не отдавать.
Отныне банк в Украине, чтобы выжить, должен быть не просто надежным, но «патриотичным». В свое время непатриотичным оказался банк «Форум» олигарха Вадима Новинского. Банкротство этого финучреждения многие эксперты называют искусственным, как минимум таким, какого можно было бы избежать. Но Новинский — личный враг Порошенко, тогда как глава Нацбанка Украины — личный друг президента. Комментарии, как говорится, не нужны.
Если ситуация в Украине не изменится в лучшую сторону, российские банки — в большими или меньшими потерями — но таки уйдут из Украины. Вместе с ними уйдут и другие банки с иностранным капиталом, которые не успели этого сделать до сих пор. К примеру, последним стал итальянский Unicredit Bank, к слову продавший свою украинскую «дочку» российском «Альфа-банку». Тот, будучи негосударственным, пока держится на плаву и даже пытается расширить бизнес.
А ведь именно банки с иностранным капиталом считались и считаются самыми надежными. Завтра Порошенко поссорится с Коломойским и начнется процедура ликвидации крупнейшего банка страны «Приватбанка».
Банковской системы в Украине уже де-факто нет. Без банков нет кредитов, без кредитов — нет масштабных инвестиционных проектов. В стране будет процветать так называемы Monkey business — бизнес, основанный на быстрых сделках, низком доверии партнеров друг к другу и высокой оборачиваемостью капитала. Такой бизнес характерен для стран третьего мира. Чему удивляться — Украина уже там.