Мэру Львова Андрею Садовому, который оказался в мусорной блокаде, наконец-то удалось найти союзника в лице столичного градоначальника Виталия Кличко. Теперь ежедневно 10 машин с 22 тоннами львовских отходов едет 540 километров в Киев на мусоросжигающий завод «Энергия». Таким образом, городу удается избавиться приблизительно от трети мусора, производимого ежедневно.
При этом Луцк, Житомир и более 600-от полигонов, которые есть в пределах области, помочь городу в беде не спешат. «Никто в страшном сне не мог себе подумать, что в украинском государстве миллионный город может оказаться в такой блокаде со стороны государства», — жалуется мэр Львова.
Вот уже месяц как город, считавшийся образцово-показательным для других областных центров, переживает настоящую экологическую катастрофу, а его глава — крушение личного рейтинга. Цепь событий редакции Ukraina.ru представляется неслучайной.
Мусорный ветер
Самая большая на Украине свалка возле села Грибовичи, что в трех километрах от Львова, была организована в 50-х годах прошлого века. Каждый день на нее свозили около миллиона тонн мусора не только из Львова, но и из ближайших районов. В результате на 26 гектарах территории образовались завалы высотой в 20-ти этажный дом, да еще и три мертвых озера с кислыми гудронами — отходами, которые образуются при нефтепроизводтве и считаются самыми опасными после радиоактивных.
Проект рекультивации свалки был готов еще два года назад, однако к его реализации так и не приступили. В Львовском горсовете жалуются, что всему виной — отсутствие новой площадки, и именно в этом причина того, что за 10 лет власти отклонили 43 предложения инвесторов по строительству мусороперерабатывающего завода. Впрочем, оппоненты действующего мэра намекают и на коррупционную составляющую в этом вопросе.
Проблема свалки регулярно всплывала в местной прессе, перед выборами, перед Евро-2012 и последний раз всплывала уже этой зимой, когда гудроны попали в речку возле села Малеховка. Однако об экологической катастрофе на всеукраинском уровне заговорили только после того, как 30 мая под мусорным обвалом погибли пожарные, тушившие возгорание.
Лишь спустя неделю пожар на свалке удалось погасить, задействовав самолеты Госслужбы по чрезвычайным ситуациям.
Вот уже скоро месяц, как свалка под Львовом тлеет в глубине завалов. Дважды за это время возникали новые масштабные очаги возгорания.
Мэр Львова Андрей Садовый попросил президента объявить город зоной чрезвычайной экологической ситуации, но получил отказ.
Потемкинская Европа
Последние 10 лет Львов на Украине считается одним из самых успешных городов. С каждым годом в туда приезжает все больше туристов: попить знаменитый кофе, погулять по старинным улицам, глотнуть воздуха по-настоящему европейского города. Однако, под «Европой» подразумеваются не только отреставрированные и чистые фасады, но и стандарты муниципального управления. И именно их история со свалкой ставит под большой вопрос.
Феномен популярности Львова объясняется в первую очередь тем, что дважды за короткий промежуток времени город получил серьезные вливания из государственной казны: к 750-тилетию в 2006 и к Евро в 2012. Такой заботой со стороны центра не может больше похвастаться ни один областной центр.
На празднование юбилея Львова по официальным данным было выделено 115 миллионов гривен (около 23 млн долларов), именно на эти деньги отреставрировали центр города и знаменитую гору Высокий Замок. Причем, еще тогда велись ожесточенные споры на счет качества работ, когда вместо реставрации делали только фасады. Как бы то ни было, свежеокрашенный город сразу стал похож на Европу в представлении украинского туриста.
На подготовку к Евро-2012 Львову выделили около 10 миллиардов гривен (1,25 млрд. долларов) и именно на эти деньги помимо дорог, аэропорта и простаивающего теперь стадиона была решена одна из самых главных городских проблем — регулярное водоснабжение. Круглосуточная горячая и холодная вода во Львове появилась только в 2010 году.
Андрей Садовой в первый раз заступил на пост мера как раз в 2006-м — в год, когда город на государственные деньги получил новый облик и новую туристическую привлекательность, а во второй — в 2010-м, когда за счет тех же вливаний обновил инфраструктуру и принял у себя футбольный чемпионат.
Галицкий автономист
Мэр Львова старательно избавляется от имиджа «галицкого сепаратиста», что негоже политику всеукраинского масштаба. Тем не менее, даже в самом Львове гвоорят, что автономистские и сепаратистские идеи лично Садовому по-прежнему близки.Карьеру свою Андрей Садовый начинал как депутат городского совета с очень любопытной инициативой — он предлагал принять закон об особом статусе Львова. Сейчас об этом предпочитают не вспоминать, ведь «особый статус» прочно ассоциируется с мятежным Донбассом.
На посту мэра ему удалось успешно конвертировать государственные вложения во Львов в свой собственный политический капитал. Нисколько не умаляя его заслуги по сохранению исторической части города (в этом он может быть образцом, к примеру, для Одессы), все же стоит признать:
в годы своего правления Садовой больше занимался построением городского мифа, чем собственно городским хозяйством.
Именно на имидж Львова опирается и партия «Самопомощь», выросшая из одноименной общественной организации. Этому региональному проекту удалось выйти за пределы Галичины, и на последних местных выборах показать неплохие результаты.
Это единственная региональная политическая сила, у которой есть и фракция в парламенте и представители в большинстве городских советов областных центров Украины. Более того, кандидат от «Самопощи» занял второе место на выборах мэра Харькова, а в Николаеве и Белой Церкви (крупнейший город Киевской области) выдвиженцам партии и вовсе удалось выиграть выборы.
Победа представителя львовского проекта на юге Украины стала настоящей сенсацией и прецедентом.
Стало понятно, что в «оппозиционных» регионах «Самопомощь» способна собирать голоса проукраинского электората, тем самым вытесняя на этом и так тесном поле партию действующего президента. А значит, что на выборах главы государства — и его самого.
Позитивный рейтинг Садового еще в апреле составлял 35 % (опрос группы «Рейтинг»). В борьбе за президентское кресло по данным Киевского международного института социологии сейчас его бы поддержало 7,3% украинцев, это всего на 0,6% меньше, чем у Петра Порошенко
Так что для нынешнего президента Садовый является прямым конкурентом, и Порошенко, который собирается избираться на второй срок, естественно, такая угроза не нужна. И, судя по всему, Петр Алексеевич собирается сбить потенциального конкурента еще на взлете, притом чужими руками.
Либеральный город против националистической деревни
9 июня активисты из ультраправых организаций УНА-УНСО, «Сокол» и других брали штурмом здание городской Ратуши, сорвав сессию горсовета и требуя отставки львовского головы. Картина с людьми в камуфляже под боевой клич «Слава Украине» выламывающими двери административных зданий, угрожающими чиновникам и депутатом мусорными контейнерами обычно ассоциируется с восточными регионами страны, где патриоты таким образом держат в узде местные элиты, зараженные «бытовым сепаратизмом» (последний такой случай имел место 17 июня в Одесском областном совете).
То, что подобные действия всегда сходят радикалам с рук, свидетельствует о том, что действуют они с молчаливого согласия властей.
Похоже, что и в случае со львовским штурмом законной ответственности никто не понесет, а значит, и здесь погромщики получили одобрение свыше.
Впрочем, противостояние Садового с националистами имеет давнюю историю. В предыдущем созыве городского совета большинство голосов принадлежало фракции ВО «Свобода», и мэр вел с депутатами бесконечную войну. Призывы отстранить его от управления городом звучали уже тогда, но так и не были реализованы.
Конечно, в конфликтах украинских политиков на муниципальном уровне всегда больше бизнеса, чем идеологии, и Львов тут не был исключением, однако у этого противостояния есть и глубокие социальные корни.
Достаточно сравнить показатели партии «Самопомощь» на последних местных выборах в городе и области. Во Львове за них проголосовало 32% избирателей, а во Львовской области поддержка ровно в два раза ниже — 16%. Ту же картину мы увидим практически по всей стране — «Самопомощь» пользуется поддержкой в крупных городах, а в сельской местности мало кого интересует. Но для партии, рейтинг которой строится на имидже подчеркнуто европейского города и подчеркнуто либерального градоначальника, это не удивительно.
С рейтингом националистов картина обратная: их популярность на Галичине тем выше, чем ниже урбанизация региона. Основной и стабильный электорат радикалов — это либо селяне, либо недавние выходцы из села, консервативные и с недоверием относящиеся к чужакам. К тем, кого один из лидеров «Свободы» Михальчишин называл окопавшимися в тылу «либерастами и толерастами».
А «очкарик» Садовый как раз из таких.
«Третейский судья»
Этой конфронтацией и воспользовался Порошенко для сведения счетов с Садовым. Он не только своим демонстративным бездействием дал понять, что львовский градоначальник некомпетентен решать проблему функционирования ключевого элемента городской инфраструктуры — свалки, но и с помощью радикалов продемонстрировал, что Садовый не может чувствовать себя хозяином даже в сессионном зале Львовского горсовета.
Этим можно объяснить ту самую задержку с предоставлением оперативной помощи Львову. Только когда была получена нужная картинка экологической катастрофы и массовых беспорядков, президент сказал свое слово. Для ликвидации пожара было выделено два самолета ГСЧС, а для обеспечения общественного порядка во Львов была введена Национальная гвардия.
Последнее, кстати, было явным лишним действием, но оно вполне укладывается в логику президента. Ввод войск в город — это такая крайняя мера демонстрации силы, которую не так давно использовали, к примеру, в Одессе для того, чтобы «обеспечить порядок» в опасных ситуациях — во время массовых акций 2 и 9 мая. И вот «привет от президента» передают Львову — в разгар туристического сезона площадь у Ратуши заполняет боевая техника вместо столиков знаменитых кафе, в ожидании вдохновленных туристов.
Занятно, что полк Национальной гвардии, введенный во Львов, прибыл из Винницы, которая считается вотчиной Порошенко. В предыдущий раз винницкие силовики использовались для контроля над административным зданием в апреле 2014 года в Харькове. Тогда бойцы «Ягуара» взяли штурмом ОГА, захваченную пророссийскими активистами, тем самым остановив распространение Русской весны.
Личные счеты
К травле мэра Львова подключились и депутаты Верховной Рады. Причем, комментарии в духе «Садовой 10 лет не занимался свалкой» поступали не только от нардепов от президентской политсилы, но и от «Оппоблока».
К примеру, на прошлой неделе в Раде оппозиционная партия вдохновенно отмутузила нардепа Владимира Парасюка, но СМИ за общим шумом как-то задвинули причину драки на второй план, а ведь заварушка началась из-за того, что народный депутат от «Оппоблока» Дмитрий Колесников озвучил любимое требование львовских националистов — отправить в отставку Андрея Садового.
На первый взгляд все логично: оппозиционный член профильного парламентского комитета требует наказания виновных в экологической катастрофе. Однако, вряд ли в «Оппозиционном блоке» всерьез рассчитывают, что атака на львовского мэра принесет им электоральные баллы.
Мотивы Колесникова станут более понятны, если мы вспомним его тесную связь с одним из лидеров «Оппозиционного блока» Александром Вилкулом. Именно Колесников сменил того на губернаторском кресле, когда Вилкул ушел на повышение в Кабинет министров Азарова.
А вскоре и сам бывший вице-премьер вышел из тени, и в прямом эфире телеканала 112 озвучил свои претензии к Садовому. И это неудивительно, ведь у Вилкула с партией Садового известные счеты.
Только недавно закончилась эпопея с выборами мэра в Кривом Роге, где после полугодового противостояния с кандидатами от львовской «Самопомощи» и продавленными Верховной Радой перевыборами все равно победил Вилкул-старший.
Нетрудно догадаться, почему атака человека Вилкула так возмутила внефракционного львовянина Парасюка, который принимал самое активное участие в баталиях в Кривом Роге и не скрывает своей дружбы с соратниками днепропетровского олигарха Коломойского — Корбаном и Филатовым.
На недавних выборах мэра Днепропетровска последний не без труда одолел самого Александра Вилкула.
Еще во время этого противостояния велись разговоры о том, что на этих выборах Вилкул действовал в тесной связке с администрацией Порошенко, желавшего любыми средствами лишить Коломойского опоры в собственном регионе.
И то, что сегодня Вилкул и его соратники так активно проявили себя в борьбе с Садовым, только укрепляет подозрения в том, что между ними и Порошенко существует долговременный альянс. Но это тема отдельного разговора.
Фиктивная децентрализация
Намерения Банковой очевидны — похоронить рейтинги Садового и его «Самопомощи» под завалами львовских бытовых отходов.
Под разговоры о децентрализации мы видим, что Порошенко не просто концентрирует в своих руках все ветви власти — судебную, исполнительную, но и уничтожает наиболее крупную на сегодняшний день фигуру, вышедшую из местного самоуправления.
Этой войной со львовским градоначальником он не просто решает проблемы конкуренции на возможных внеочередных парламентских или очередных президентских выборах. Он наносит удар в целом по сильному региональному клану, по независимой городской политике Львова, ставя город в подчинение Киеву. В назидание другим городам и мэрам-выскочкам.
Что же остается делать самому Садовому? Президент не оставляет ему выбора, угрожая отставкой, радикалами и, возможно, уголовным производством. Как минимум от самого Садового требуют лояльности. Например, голосов фракции «Самопомощи» в Раде, без которых действующая коалиция с трудом справляется с законотворческими задачами, особенно, если речь пойдет о необходимости принимать непопулярные решения в рамках реализации обязательств Украины по Минским соглашениям.
Ранее Андрей Садовый заявлял, что не «Самопомощь» не даст голосов в поддержку проведения выборов на Донбассе и предоставления региону специального статуса. Петру Порошенко, находящемуся под сильнейшим давлением Запада по этому вопросу, нужны голоса «Самопомощи». Не только чтобы добиться позитивного решения, но главное — чтобы разделить ответственность. И позиция Садового не могла не раздражать президента.
Теперь под давлением находится сам Садовый.
Последний тезис подтверждает своими высказываниями и сам Садовый. «Им (президентской партии — ред.) нужна «Самопомощь» как нравственный ориентир, что она также в этом процессе участвует. Поэтому возможно будут ко мне обращаться с какими-то вариантами глобального обмена: вот мы тебе создали проблему, мы тебе ее решим, а ты взамен дави на своих коллег из "Самопомощи", чтобы они были лояльными по тому или иному голосованию. А может оно как-то поправится», — заявил на днях мэр Львова.
Так или иначе, у Садового есть пару запасных вариантов. Во-первых, он может пойти до конца в противостоянии с президентом, собрав вокруг себя «тусовку» недовольных Киевом мэров. А таких предостаточно. Многим из них надоело оббивать пороги министерств и администрации президента в поисках денег на инфраструктуру. Многие пониманию, что ответственность за повышение тарифов ляжет именно на них. Если тарифы устанавливает Нацкомиссия в Киеве, то деньги собираются коммунальные предприятия. Именно КП собирают весь негатив, а вместе с ними — и мэры. Возможно, именно этим можно объяснить оказанную Виталием Кличко поддержку Садовому.
Если и этот вариант не сработает, Садовый может совершить обратную политическую эволюцию в сторону галицкого автономизма и даже сепаратизма.
На этот случай у львовского политика даже есть отдельный проект «Украинская галицкая партия», представители которой есть и во Львовском горсовете. И чем больше проект Украина будет терять устойчивость и историческую перспективу, тем больше галичанам захочется попытать счастья в Европе в одиночку.